© Манк Ху, 2018
ISBN 978-5-4483-5304-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Однажды утром Выхухоль испытал озарение. Он понял, что потерял что-то очень важное и был полон решимости это найти.
– Время отправляться в Путь! – подумал Выхухоль, похлопал подушку и сладко заснул.
Как-то раз Выхухоль пришел к своему учителю Росомахе и спросил его:
– Учитель, скажите, а если бы Вы встретились, например, с Духом Горы, Вы бы покорили его?
– Да, – ответил Мастер.
– Но как? – изумился Выхухоль.
– Вот так! – сказал Росомаха и дал Выхухолю подзатыльник.
Выхухоль старался осознавать себя «здесь и сейчас», но у него это плохо получалось. Однажды он спросил своего учителя:
– Скажите, учитель, какую практику мне использовать для того, чтобы достичь постоянного присутствия?
– Нужно научиться считать до ста, – ответил Росомаха.
– Но, учитель, я умею считать до ста! – воскликнул Выхухоль.
– Разве? Ну-ка попробуй, – попросил Мастер.
– Один, два, три, четыре… – поспешно начал считать Выхухоль.
– Какова твоя цель? – перебил его Росомаха.
– Досчитать до ста, как Вы и сказали, – ответил Выхухоль.
– Я попросил тебя сделать действие, досчитать до ста, но я не говорил, что это должно быть твоей целью, – мягко сказал учитель. – Твои мысли летят к этой цели слишком стремительно, обгоняя друг друга и минуя свое содержание. Твое сознание сосредоточено в будущем, вместо того, чтобы присутствовать в настоящем, и практически не участвует в процессе. По сути, ты не считаешь до ста, а просто говоришь «сто», каждый раз, когда произносишь новое число. Я же просил тебя досчитать до ста. Помни, что здесь «один» так же важно, как «сто». Убери цель и попробуй еще раз.
– Один, – произнес Выхухоль…
…и его сознание пробудилось.
Выхухолю нравилось думать, что в своих прежних жизнях он был очень велик. Он представлял себя то, древним царем далекой страны Навуходоносром, то китайским мудрецом Вы-хунь-линем, а и иногда, чего греха таить, и самим Бодхихдхармой, ведь и в их именах было явное сходство.
И вот однажды, когда учитель колотил его за какую-то очередную оплошность, Выхухоль не сдержался и возмутился:
– Учитель, но неужели Вы не видите, кого Вы бьете!
– Ну отчего же, очень даже хорошо вижу, – спокойно ответил Росомаха.
– Нет! Вы думаете, что наказываете бедного ученика, а на самом деле Вы поднимаете лапу на царя, мудреца и самого патриарха! – пламенно воскликнул Выхухоль и для убедительности принял подобающий вид.
– Ах, вот что! Простите меня, уважаемые, что я вас не заметил, – смиренно поклонился Мастер и принялся лупить Выхухоля с утроенной силой.
Выхухоль любил бродить по лесу, любуясь его красотой, и размышлять над словами учителя. Однажды, во время одной из таких прогулок, он увидел Хромого Бобра, который был отшельником и познавал дзэн в уединении.
Хромой Бобр улыбнулся Выхухолю и пригласил его на чайную церемонию.
– Какой прекрасный чай создаете Вы, уважаемый Бобр, – произнес Выхухоль, после очередного глотка чая, удобно устроившись на ветках, служивших подушечкой для церемонии.
– Спасибо, – сказал Хромой Бобр, – но это не совсем так. Я бы сказал, это чай создает меня.
– Как это? – удивился Выхухоль.
– Душа чая, не обусловлена эго и выражена в его вкусе во всей своей полноте. Когда я собираю его и готовлюсь к церемонии, я подготавливаю себя к восприятию этого совершенства. Соприкасаясь с душой чая, через его вкус, я избавляюсь от оков иллюзий и открываю подлинную природу своего Я, – ответил отшельник.
– Но должно быть Вам скучно наслаждаться его вкусом в одиночку? – спросил Выхухоль.
– Что ты, – улыбаясь, ответил Хромой Бобр, – когда я пью чай, я пью его вместе с Буддой.
***
На следующий день Выхухоль рассказал учителю о чайной церемонии у Хромого Бобра.
– Хорошая компания, – усмехнулся Росомаха. – А большинство предпочитает пить чай с пряниками.
– Учитель, а удастся ли и мне когда-нибудь пить чай с Буддой? – спросил Выхухоль.
– Безнадежный дурак! – вздохнул Мастер и пошагал прочь.
Выхухоль был влюблен в Выдру, живущую у низовья реки. Он любил наблюдать за ее улыбкой и грациозными движениями в беззаботных играх с подругами, задумчивым выражением лица, в моменты, когда она оставалась одна, собранностью и быстротой, во время охоты. Он очень хотел быть с ней рядом, но понимал, что они живут в разных мирах.
Поэтому, каждый раз, когда Выхухоля терзали мысли о Выдре, он брал большой камень и нес его на вершину близлежащей горы Иннин.
Как-то раз дождливым осенним утром Выхухоль пришел в домик к Росомахе с важным вопросом. Прежде чем задать вопрос, Выхухоль в соответствии с традицией поклонился. Однако не успел он выпрямиться, как Росомаха крепко огрел его посохом. Выхухоль доли секунды пребывал в замешательстве, а затем с просиявшим лицом сказал:
– Я понял, Учитель! Вы ударили меня, наставляя в сути Дзэн и показывая тем самым, что я терзаюсь ненужными вопросами!
– Дурак! – закричал Мастер, – ты не вытер ноги, когда вошел!
Как-то раз Росомаха сказал:
– Достойный человек может создать нечто равное себе и достойное Мира. Человек, обладающий подлинным величием, создает то, что превосходит его и достойно Небес.
Выхухоль запомнил это.
Как-то раз дождливым осенним утром Выхухоль пришел в домик к Росомахе с важным Выхухоль знал, что у Росомахи хранится книга, которая помогла ему обрести просветление много лет назад.
– Мастер! – попросил Выхухоль, вкладывая в свой голос максимальное смирение. – Я знаю, что у Вас есть книга, которая когда-то помогла Вам познать свою истинную природу. Мне бы очень хотелось взять ее на время. Это возможно?
– Почему нет, – подумав, сказал Росомаха и принес Выхухолю толстую книгу, завернутую в древесную кору.
Выхухоль сразу ощутил всю древность и священность этой книги. Бегло поблагодарив учителя, обуреваемый радостью и предвкушением соприкосновения с тайнами древних, он бросился в свою нору, чтобы в тишине и одиночестве насладится ее мудростью. Открыв ее на первой странице, он прочитал:
«При измерении любой квантовой наблюдаемой, возможно получение только ряда фиксированных ее значений, равных собственным значениям ее – наблюдаемой».
Отложив все дела, Выхухоль со всей присущей ему пытливостью ума пытался понять смысл фразы, но его усилия не увенчивались успехом. Спустя месяц Выхухоль сдался и пришел к учителю с просьбой пояснить смысл этого текста.
– Я понимаю его не больше, чем ты, – спокойно сказал Росомаха.
– Но как? Как же тогда эта книга помогла Вам обрести просветление, Мастер? – изумился Выхухоль и нервно потряс книгой перед лицом учителя.