Джек Уэлч возглавил «Дженерал электрик компани», эталон американской корпорации, в сорок пять лет, став самым молодым из руководителей компании. Д. Уэлч полностью трансформировал прежде консервативную компанию. Его активность оставила яркий след в истории корпоративной Америки. Именно Д. Уэлч внедрил в ней принципы управления, которые затем взяли на вооружение многие успешные предприятия. Бизнес «Дженерал электрик компани» был полностью преобразован: одни виды деятельности были прекращены, возникли сотни новых. Журнал «Фочун» назвал Д. Уэлча «самым крутым боссом Америки». Под его руководством «Дженерал электрик» стала менее бюрократичной, превратившись в компанию с гибкой политикой и структурой, готовую ответить на любой вызов корпоративного мира. Эта экстраординарная программа изменений стала образцом для бизнеса XXI века. И наряду с этим Д. Уэлч воспитал достаточно блестящих руководителей. Все они, все они, от Ларри Боссиди до Джона Трейни, возглавившего «Стэнли уоркс», продолжительное время работали заместителями Д. Уэлча.
Свою карьеру в «Дженерал электрик» Д. Уэлч начал в октябре 1960 года в должности инженера с годовым окладом 10,5 тысяч долларов. Тогда Д. Уэлчу было всего двадцать четыре года, но он уже был женат, имел диплом инженера-химика и докторскую степень. Из всех предложений потенциальных работодателей его особенно заинтересовало одно – то, что исходило от ведущего специалиста «Дженерал электрик» Дэна Фокса, возглавлявшего перспективное направление по разработке нового термопластика. Однако, уже через год работы Д. Уэлч решил уйти из компании, так как был недоволен политикой «Дженерал электрик». То, что другие называли демократичным стилем, он воспринял как засилье бюрократии. Его непосредственному руководителю хватило проницательности, чтобы удержать ценного молодого сотрудника от опрометчивого шага: Д. Уэлчу увеличили заработную плату, расширили «фронт работ» и, более того, гарантировали относительную свободу действий при принятии решений. Конечно, в основе признания его права на собственную позицию лежал квалифицированный труд на доверенных участках и поддержка со стороны руководителей.
В 1964 году он был назначен главным менеджером нового завода по производству того самого термопластика, который стал символом начала его трудового пути в «Дженерал электрик», а спустя четыре года занял пост главного менеджера всего «пластикового» бизнеса компании.
Д. Уэлч никогда не скрывал свои амбиции, открыто заявляя, что намерен стать президентом «Дженерал электрик». В 1981 году его мечта сбылась: Д. Уэлч занял кабинет главы компании и начал активно перестраивать гигантскую корпорацию в соответствии со своей бизнес-философией. Унаследованная им «Дженерал электрик» насчитывала 404 тысячи рабочих и была 25 миллиардной корпорацией приносящей 1,5 миллиарда долларов доходов в год, начиная с продажи тостеров и заканчивая доходами от атомных электростанций. Многие люди называли компанию «супер-танком», мощным и неуклонно следующим своему направлению. Джек быстро определился, что ему больше хотелось бы видеть компанию «быстроходным катером», стремительным, проворным и прибыльным.
В первую очередь, он начал расслаивать компанию, чтобы сделать ее оперативнее и меньше. В первые два года, избавляясь от некоторых подразделений и уменьшая компанию, Д. Уэлч сократил персонал с 400 тысяч до 220 тысяч человек. Он ежегодно увольнял десять процентов работников, показавших самые низкие результаты в работе. При этом нанимать новых людей глава компании не торопился. За первые пять лет президентства Д. Уэлча численность сотрудников «Дженерал электрик» сократилась более чем на четверть. В этот период он заработал прозвище Джек Нейтрон, в котором заключался намек на нейтронную бомбу, уничтожающую людей, но оставляющую неприкосновенными здания и оборудование.
Тем не менее, некоторые элементы кадровой политики Д. Уэлча стали объектом для подражания многих корпораций, например, так называемая схема учета человеческого фактора, суть которой состоит в разделении сотрудников на три категории – А, B и C. В категорию А входят сотрудники-лидеры, максимально заинтересованные в результатах своего труда и отвечающие четырем правилам лидерства в «Дженерал электрик»: они должны быть максимально энергичными, способными мотивировать окружающих, принимать сложные решения и всегда исполнять обещанное.
Категория В является «сердцем» компании, ее составляют компетентные специалисты, способные выполнить задания, необходимые для достижения целей компании. От сотрудников категории А их отличает только меньшая самоотдача.
К категории С относятся так называемые «сачки» – те, кто постоянно отлынивает от исполнения своих прямых обязанностей, обычно из-за неспособности выполнить работу.
Исходя из этой схемы, Д. Уэлч внедрил жесткую схему – 20-70-10, которой топ-менеджеры компании должны придерживаться при оценке работы персонала. То есть каждый руководитель обязан был выделить среди своих сотрудников двадцать процентов наиболее инициативных представителей категории А и максимально стимулировать их работу ростом зарплаты, льготным приобретением акций компании и перспективой роста. Основные семьдесят процентов сотрудников, входящих в категорию В, также могли рассчитывать на повышение зарплаты и покупку акций, но перспективы повышения по службе у них не было. Оставшимся же десяти процентам (категория С), предлагалось искать себе новую работу. Комментируя увольнение работников категории С, Д. Уэлч говорил, что никому не нравится принимать трудные решения. Некоторые сочли жестоким и неэтичным увольнение «слабых десяти процентов», но Д. Уэлч считал жестокостью оставлять людей на рабочих местах, которые не дают им перспектив для роста и возможностей разбогатеть. «Дженерал электрик» старается найти хороших, сильных, перспективных сотрудников и помочь им по мере сил. Главный принцип Д. Уэлча: основной опорой компании являются люди, а не производимые товары.
Несмотря на ожесточенную критику действий «Дженерал Электрик» в сфере сокращения персонала, и другие крупные американские компании, например «Ай-Би-Эм», проводили аналогичную политику в управлении персоналом.
Позже эту линию перестройки корпорации назовут реструктуризацией, о важности и необходимости которой так много говорят российские руководители всех уровней, но ничего не делают по двум причинам: не имеют четкого видения будущего корпорации и не могут убедить в этом акционеров, потребителей и всех других участников корпоративных отношений.