Алексей Сафронов - Единое ничто. Эволюция мышления от древности до наших дней

Единое ничто. Эволюция мышления от древности до наших дней
Название: Единое ничто. Эволюция мышления от древности до наших дней
Автор:
Жанры: Социальная философия | Этика | Книги по философии | Научно-популярная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Единое ничто. Эволюция мышления от древности до наших дней"

Человечество повзрослело. Современный человек больше не может жить убеждениями. Он перерос «веру» как доминирующий способ формирования мировоззрения. Он уже не верит без оглядки во что бы то ни было: в Будду, теорему Пифагора или естественные неотъемлемые права человека. Скорее, он верит в логически взаимоисключающие вещи. Причем выходит так, что чем сильнее вера в одно, тем сильнее вера и в противоположное.

Современному человеку остро необходимо искать новые, по возможности наиболее твердые основания своей духовной, социальной и политической жизни. У него значительно шире взгляды и меньше социальных табу. Он никогда не станет апеллировать к традициям, считая их абсолютным добром, а новшества – злом.

Систему взглядов современного человека составляет градация надежд. Современный человек – человек надеющийся.

Эта книга – рассуждения об эволюции мышления человека от древности до наших дней. Автор приводит примеры из литературы, всемирной истории, политики; анализирует философские труды разных лет и эпох.

Бесплатно читать онлайн Единое ничто. Эволюция мышления от древности до наших дней


© Алексей Сафронов, текст, 2023

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023

Предисловие

Современная философия, при всех её достижениях последних лет, рискует впасть в соблазн готовых сюжетов, когда даже самые общие слова, такие как «сознание» или «смысл», обрастают частными ассоциациями. Философии вновь требуется предельная строгость, готовность задавать вопросы до тех пор, пока все эти ассоциации не будут вынесены за скобки. Новая книга Алексея Сафронова – блестящий опыт такой методической выверенности, которая требует правильного распределения ролей только ради того, чтобы высказывание было осмысленным, с какой бы точки зрения или позиции оно ни произносилось.

Автор последовательно разбирается в сущем и должном, возможном и планируемом, необходимом и закономерном, интуитивном и постижимом – во многих других дихотомиях на разных уровнях индивидуального и социального бытия – и проводит неожиданные новые разграничения. Такие дополнительные градации мысли на поверку только и позволяют создать философию, не сводящуюся к отдельным достижениям биологии, психологии и когнитивных наук.

Споря со множеством тезисов старых и новых философов и отвергая любые модели как поспешные конструкции, даже если они создавались неспешными и внимательными исследователями, Сафронов предлагает не какую-то работающую модель мысли или интеллекта, пусть даже со всех сторон обоснованную, но особый способ рассмотрения интеллектуальной жизни как моста между сущим и должным, даже как транспорта между отдельными расчётами и конечной решительностью. Такое рассмотрение оправдывает эту иногда провокационную и бесконечно увлекательную книгу.

Александр Марков, профессор РГГУ

О Едином

Чтобы понять Единое как элемент управления и узаконенного насилия, достаточно представить человека, который не имеет памяти. Просыпаясь, он не помнит ни что было вчера, ни как его зовут, ни то, что взял взаймы у соседа. Каждый день он начинает с чистого листа, не испытывая зависимости от концепций Единого, которым его обучили в самом детстве.

Мы привыкли жить в мире, где во всём есть какой-то придуманный нами самими единый высший орган. Человеком как будто бы управляет единое сознание, миром – Единый закон всего, народом – единое правительство, а душой – единый Бог. Это так же естественно для нас, как и то, что утром встаёт солнце.

Воспевая песней Imagine идеологию братства в коммуне, Джон Леннон в то же время перечислил несколько концепций Единого, которые были придуманы для управления человеком. «Представь, что нет рая, – написал он, – и ада где-то внизу». Тогда не придётся всё время бояться завтрашнего дня. «Представь, что нет стран», а также «религий», и, значит, «не за что будет умирать». «Представь, что нет собственности» – и «не будет злости и зависти».

Единого не существует, в том смысле, что все эти концепции – плод нашей собственной (общества) фантазии, некий конструкт, передаваемый в процессе воспитания, обучения и совместной деятельности. Но при этом оно управляет каждым из нас. И мы, не задумываясь, подчиняемся, так как ведём себя так, будто каждый день мы одни и те же, будто вещи, которые носят название, всегда являются сами собой, будто есть какой-то один закон справедливости, одна норма морали и одна система ценностей.

Это было бы очень удобно. И могло бы оставаться неизменно, если бы человечество не повзрослело и не появилось много тех, кто больше не верит в подобные идеи. А точнее, – тех, кто перерос «веру» как доминирующий способ формирования мировоззрения.

Из плоской клетки Единого скоро разбегутся все трёхмерные животные. Они просто не заметят преград, которые она создаёт. Единое, которое когда-то сделало нас людьми и позволило зайти столь далеко в нашем развитии, больше не помогает. Диалектике больше нечего изучать. Противоположности больше не едины, и они уже не борются друг с другом. Даже отрицание больше не отрицание.

Мы счастливы, и мы несчастны. И всё это одновременно и по одним и тем же причинам. Раньше это что-то значило и из этого можно было бы соорудить на скорую руку какой-нибудь спасительный синтез. Теперь и это больше недоступно. Больше не осталось сил удивляться тому, что синтез возможен всегда и везде. Скрестить друг с другом можно не только всё противоположное, но и всё взаимоисключающее. А это значит, что что-то в такой логике перестало работать. Пришло время попробовать разобраться, правильно ли мы понимаем своё положение.

На пути разума к одиночеству

Современный человек больше не может жить убеждениями. Это доброе сказочное время безвозвратно ушло. Пришло время отдать должное нашей природе и принять, что человек продолжает своё развитие, как бы нам ни хотелось это отрицать. Конечно, среди миллиардов людей, населяющих нашу планету, всё ещё много тех, кто способен искренне верить во что бы то ни было: в Будду, теорему Пифагора или естественные неотъемлемые права человека, – но уже давно не они определяют смысловой ландшафт нашего земного общества.

В 1965 году И. Бродский писал:

В деревне Бог живёт не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освещает кровлю и посуду
и честно делит двери пополам.

И добавлял к этому:

Возможность же всё это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.

Наверное, нет более очевидного признака современного нам человека, героя нашего времени, нежели отсутствие твёрдых убеждений. Пусть я атеист, но с симпатией отношусь к тем, кто искренне верит. Я готов видеть счастье наивной веры в других, раз она недоступна мне самому. Твёрдые убеждения для меня – недостижимая благодать.

Хотя точнее было бы сказать, что современный нам человек способен вобрать в себя веру в логически взаимоисключающие вещи. Причём выходит именно так, что чем сильнее вера в одно, тем сильнее вера и в противоположное. Как будто важно не то, во что именно следует верить, а то, что сама эта способность претерпела серьёзные изменения. И если Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», как бы указывая на безграничность того, что можно познать, то сегодня мы могли бы сказать: «Мы верим в то, что ни во что не верим». И этим мы бы подчеркнули безграничность и широту списка возможных убеждений.

В книге «Отель „У погибшего альпиниста“» А. и Б. Стругацкие вкладывают такие слова в уста одного из своих героев: «Верю ли я в волшебников? – сказал он. – Я верю во всё, что могу себе представить, Петер. В волшебников, в Господа Бога, в дьявола, в привидения… в летающие тарелки… Раз человеческий мозг может всё это вообразить, значит, всё это где-то существует, иначе зачем бы мозгу такая способность?»


С этой книгой читают
Перед вами книга в жанре интеллектуальной исповеди. Автор, опираясь на значимые исторические труды и современные публикации в области философии сознания, стремится объяснить себе и читателю тему ментальной казуальности, онтологии сознания и онтологии в целом. В начале книги автор выступает материалистом и монистом, но постепенно меняет свои убеждения, находя новую онтологию – нейтральный дуализм.В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Материал исповеди незатейливый и простой, но содержанием важный и горячий, его примет тот, кто сердцем мудр и зрячий. Материал исповеди старалась сердцем осветить и мудрыми мыслями наполнить, чтобы люди сохранили нравственность и могли мирно жить. Для этого главное, успеть веру Богу Большому Огню возвратить. Литературный материал коммерческий в начале 21 века процветает, но остановить безнравственность он не помогает. Лейтмотив исповеди, советска
Бог, Большой Огонь! Есть Бог Большой Огонь не надо доказывать, его звёздный портрет надо воочию всем показывать, а не рисованные картины с ликом пророка И.Христа. Слава Богу! Большой Огонь твой мы всегда берём в жизни дорогу! Ей Богу: надо верить Большому Огню, Богу!!!Чиновники не перестанут воровать, не перестанут с народом враждовать, до тех пор, пока будут себя обогащать. Если бы христианская религия и технический прогресс не были слепые и пра
В сборник вошли философские эссе, написанные в 50‑е и 60‑е годы ХХ века. Арендт рассуждает о роли, которую понятия «традиции», «религии» и «авторитета» играли в политическом и историческом самовосприятии европейцев со времен Древнего Рима. Констатируя распад того единства, которое эти понятия образовывали вплоть до Нового времени, Арендт исследует последствия этого распада для разных областей человеческой жизни – воспитания, политики, культуры. С
В книге представлены основы антикоррупционной экономической модели государства, где частный и государственный сектора экономики ведут свои дела, исходя из своих интересов, не вмешиваясь в дела друг друга и в то же время дополняя друг друга. При этом частный сектор работает на себя, а государство на всех своих граждан.
Для православного человека (от мала до велика) Рождество – это один из самых почитаемых праздников. Его встречают широко и вольно, ему особенно рады дети, которые с Рождеством связывают чудесные надежды. Святочные истории, включенные писателем в этот сборник, имеют позитивное разрешение, призывают к добру, несут счастье в каждую семью и являют собой продолжение старых русских традиций.
В сборник вошли автобиографичные стихи о любви, жизни, мечтах, разочарованиях. В этой книге яркий коктейль женских эмоций: нежность и страсть, радость и опустошение, юмор и ирония.
Откройте дверь в мир мистики с нашим путеводителем! Исследуйте ваш город вместе с одной из 1119 книг по городам России, погружаясь в загадочные приключения.Вас ждут удивительные открытия, детальные описания загадочных мест и точные указания как их найти. Эта книга – ваш ключ к миру российских загадок и чудес.Для любознательных читателей, ищущих отрыв от рутины, это приглашение в мир магии и тайн. Открывайте увлекательные истории, переносясь в маг
Откройте дверь в мир мистики с нашим путеводителем! Исследуйте ваш город вместе с одной из 1119 книг по городам России, погружаясь в загадочные приключения.Вас ждут удивительные открытия, детальные описания загадочных мест и точные указания как их найти. Эта книга – ваш ключ к миру российских загадок и чудес.Для любознательных читателей, ищущих отрыв от рутины, это приглашение в мир магии и тайн. Открывайте увлекательные истории, переносясь в маг