Эрих Фромм, Рональд Бриттон - Эдипов комплекс. Мама, я люблю тебя

Другие книги серии "Клинические рассказы"
О чем книга "Эдипов комплекс. Мама, я люблю тебя"

Эдипов комплекс – понятие психоанализа З.Фрейда. Названо по имени героя древнегреческой трагедии царя Эдипа, который, не зная этого, убил собственного отца и женился на собственной матери; узнав истину, он ослепил себя. Для аналогичных переживаний девочек Юнг ввел понятие «комплекс Электры». Согласно Фрейду, мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и желание устранить отца в качестве соперника (позитивный Эдипов комплекс). Не будучи в состоянии избавиться от отца, мальчик идентифицирует себя с ним, перенимая черты взрослого мужского поведения, а также систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого, которые отныне становятся частью его личности. Наблюдается и противоположное желание – заменить отцу мать в качестве объекта желания (негативный Эдипов комплекс).

Этот термин стал одним из центральных в учении о психоанализе. О том, как он развивается, к чему приводит и как его переживают различные пациенты рассказывают самые известные психоаналитики мира.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Эдипов комплекс. Мама, я люблю тебя


© сост. Э. Джейкобсон, 2021

© ООО «Агентство Алгоритм», 2021

Зигмунд Фрейд. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии

Введение

Нижеследующие четыре статьи, появившиеся в издаваемом мною журнале «Imago», первого и второго года издания, под тем же заглавием, что и предлагаемая книга, представляют собой первую попытку с моей стороны применить точку зрения и результаты психоанализа к невыясненным проблемам психологии народов. По методу исследования эти статьи являются противоположностью, с одной стороны, большому труду В. Вундта, пользующегося для той же цели положениями и методами неаналитической психологии, с другой – работам цюрихской школы, пытающейся, наоборот, проблемы индивидуальной психологии разрешить при помощи материала из области психологии народов. Охотно признаю, что ближайшим поводом к моей собственной работе послужили эти оба источника.

Я хорошо знаю недостатки моей работы. Я не хочу касаться пробелов, которые зависят от недостаточного на сегодняшний день количества клинического материала в этой области. Однако иные из них требуют пояснений. Я соединил здесь четыре статьи, рассчитанные на внимание широкого круга образованных людей, их, собственно говоря, могут понять и оценить только те немногие, кому не чужд психоанализ во всем его своеобразии. Задача этих статей – послужить посредником между этнологами, лингвистами, фольклористами и т. д., с одной стороны, и психоаналитиками – с другой; и все же они не могут дать ни тем, ни другим того, чего им не хватает: первым – достаточного ознакомления с новой психологической техникой, последним – возможности в полной мере овладеть требующим обработки материалом. Им придется поэтому довольствоваться тем, чтобы здесь и там привлечь внимание и пробудить надежды на то, что если обе стороны будут встречаться чаще, то это окажется небесполезным для научного исследования.

Обе главные темы, давшие наименование этой книге, тотем и табу, получают в ней неодинаковую разработку. Анализ табу отличается безусловно большей достоверностью, и разрешение этой проблемы более исчерпывающее. Исследования тотемизма ограничиваются заявлением: вот то, что в настоящее время психоаналитическое изучение может дать для объяснения проблемы тотема. Это различие связано с тем, что табу, собственно говоря, еще существует у нас; хотя отрицательно понимаемое и перенесенное на другие содержания, по психологической природе своей оно является не чем иным, как «категорическим императивом» Канта, действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку. Тотемизм, напротив, – чуждый нашему современному чувствованию религиозно-социальный институт, в действительности давно оставленный и замененный новыми формами, оставивший только незначительные следы в религии, нравах и обычаях жизни современных народов и претерпевший, вероятно, большие изменения даже у тех народов, которые и теперь придерживаются его. Социальные и технические успехи в истории человечества гораздо меньше повредили табу, чем тотему. В этой книге сделана смелая попытка разгадать первоначальный смысл тотемизма по его инфантильным следам, из намеков, в каких он снова проявляется в процессе развития наших детей. Тесная связь между тотемом и табу указывает дальнейшие пути, ведущие к защищаемой здесь гипотезе, и если эта гипотеза, в конце концов, оказалась достаточно невероятной, то этот характер ее не дает основания для возражения против возможности того, что эта гипотеза все же в большей или меньшей степени приблизилась к трудно реконструируемой действительности.

Рим. Сентябрь 1913.
* * *

Психоаналитическое исследование с самого начала указывало на аналогии и сходства результатов его работ в области душевной жизни отдельного индивида с результатами исследования психологии народов. Вполне понятно, что сначала это происходило робко и неуверенно в скромном объеме и не шло дальше области сказок и мифов. Целью распространения указанных методов на эту область было только желание вселить больше доверия к невероятным самим по себе результатам исследования указанием на такое неожиданное сходство.

За протекшие с тех пор полтора десятка лет психоанализ приобрел, однако, доверие к своей работе; довольно значительная группа исследователей, идя по указаниям одного, пришла к удовлетворительному сходству в своих взглядах, и теперь, как кажется, наступил благоприятный момент приступить к границе индивидуальной психологии и поставить работе новую цель. В душевной жизни народов должны быть открыты не только подобные же процессы и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа у индивида, но должна быть также сделана смелая попытка осветить при помощи сложившихся в психоанализе взглядов то, что осталось темным или сомнительным в психологии народов. Молодая психоаналитическая наука желает как бы вернуть то, что позаимствовала в самом начале своего развития у других областей знания, и надеется вернуть больше, чем в свое время получила.

Однако трудность предприятия заключается в качественном подборе лиц, взявших на себя эту новую задачу. Не к чему было бы ждать, пока исследователи мифов и психологии религий, этнологи, лингвисты и т. д. начнут применять психоаналитический метод мышления к материалу своего исследования. Первые шаги во всех этих направлениях должны быть безусловно предприняты теми, которые до настоящего времени, как психиатры и исследователи сновидений, овладели психоаналитической техникой и ее результатами. Но они пока не являются специалистами в других областях знания и если приобрели с трудом кое-какие сведения, то все же остаются дилетантами или в лучшем случае автодидактами. Они не смогут избежать в трудах своих слабостей и ошибок, которые легко будут открыты и, может быть, вызовут насмешку со стороны цехового исследователя-специалиста, в обладании которого имеется весь материал и умение распоряжаться им. Пусть же он примет во внимание, что наши работы имеют только одну цель: побудить его сделать то же самое лучше, применив к хорошо знакомому ему материалу инструмент, который мы можем ему дать в руки.

Касаясь предлагаемой небольшой работы, я должен указать еще на одно извиняющее обстоятельство, а именно что она является первым шагом автора на чуждой ему до того почве. К этому присоединяется еще то, что по различным внешним мотивам она преждевременно появляется на свет и публикуется по истечении гораздо более короткого периода, чем другие сообщения, гораздо раньше, чем автор был в состоянии разработать богатую литературу предмета. Если я тем не менее не отложил публикования, то к этому побуждало меня соображение, что первые работы и без того грешат большей частью тем, что хотят охватить слишком много и стремятся дать такое полное разрешение задачи, какое, как показывают позднейшие исследования, никогда невозможно с самого начала. Нет поэтому ничего плохого в том, если сознательно и с намерением ограничиваешься небольшим опытом. Кроме того, автор находится в положении мальчика, который нашел в лесу гнездо хороших грибов и прекрасных ягод и созывает своих спутников раньше, чем сам сорвал все, потому что видит, что сам не в состоянии справиться с обилием найденного.


С этой книгой читают
В 1887-м году была открыта психиатрическая больница на Девичьем поле. Здесь в одно время работали лучшие отечественные психиатры: С. С. Корсаков, В. П. Сербский и пр. Спустя несколько лет клинику возглавил П. Б. Ганнушкин, который первым начал собирать и систематизировать истории своих пациентов. Грустные, трагические, а порой и смешные истории жизни и болезни пациентов клиники и составили основу этой книги.
В 1935 году португальский врач Эгаш Мониш предложил использовать новый способ лечения душевнобольных – лоботомию. Вскоре за это ему присудили Нобелевскую премию по медицине.В начале 1940-х годов лоботомия в США стала одной из самых популярных операций. Госпитали были переполнены ветеранами, страдающими от невозможности забыть ужасы войны, а эта процедура стала легким и дешевым способом лечения таких больных. В 1945 году Уолтер Фримен популяризиро
Одна из самых известных работ Эриха Фромма – «Искусство любить» – посвящена непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого, казалось бы, простого чувства, как любовь.Действительно ли любовь – искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение?..Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому…
Книга, которая никогда не утратит своей актуальности. Что важнее: обладание предметами материальной культуры или осмысленное бытие, когда человек осознает и наслаждается каждым мигом быстротекущей жизни? В своей работе «Иметь или быть?» Фромм очень ясно и подробно исследует причины формирования отношений по принципу «Ты мне – я тебе» и наглядно демонстрирует, к чему это в конечном итоге приводит.
Одна из основополагающих работ Эриха Фромма «Бегство от свободы» посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости.«Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода – заветная цель, а для других – угроза».«Не существует ли – кроме врожденного стремления к свободе – и инстинктивной тяги к подчинению?.. Не является ли подчинени
Одна из самых известных работ Эриха Фромма – «Искусство любить» – посвящена непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого, казалось бы, простого чувства, как любовь.Действительно ли любовь – искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение?..Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому…
Книга «Утешение философией» в формате 10-минутного чтения: обзоры лучших книг, только самое важное и полезное.На протяжении почти целого тысячелетия сочинение Боэция в западной культуре христианства уступало по популярности только Библии. Боэций был одной из опор римского Сената и общества, а также известным ученым, переводившим и дававшим комментарии к работам Аристотеля, которые позволили сохранить традиции классики в эпоху Средневековья.ЦИТАТА
Книга «Реальная магия успеха» в формате 10-минутного чтения: обзоры лучших книг, только самое важное и полезное.Уэйн Дайер является горячо любимым автором бестселлеров и выдающимся оратором, который сумел превратить вопросы трансформации жизни в столь массовый феномен в рамках современного общества.ЦИТАТА: «Оглядывая картину своей жизни, с точки зрения настоящего времени я могу сказать, что каждый ее аспект был необходим и совершенен. Каждый шаг
Книга «Автобиография» в формате 10-минутного чтения: обзоры лучших книг, только самое важное и полезное.Бенджамин Франклин является известной всему миру исторической фигурой благодаря своей роли в американской революции и опытам с электричеством. Помимо прочих его побед, он нанес на географическую карту мира Гольфстрим, создал домашний обогреватель, открыл публичную библиотеку, организовал городскую пожарную службу, а также входил в состав комите
Эта книга посвящена вопросам эмоционального интеллекта – одного из важнейших качеств личности, определяющего успех в жизни. В ней рассматривается сущность эмоционального интеллекта, его значение в повседневной жизни и в различных сферах, таких как работа, семья, образование и здоровье. Книга предоставляет практические советы и рекомендации по развитию эмоционального интеллекта для всех уровней подготовки, начиная с школьников и заканчивая взрослы
Этот сборник – своеобразный итог четырёх последних лет творчества.Он третий в моей особой серии избранных произведений. Он следует за сборниками «Дым на фоне звёзд» и «Ночь за спиной», но не является их продолжением и никак с ними не пересекается.И это сборник особый.Сборник, заставивший создать себя сам!Мистика? Возможно.Но сначала мне не давало покоя число 333, а как только я понял, что это книга с таким названием стучится ко мне в двери – у ме
Об удивительном подводном мире, об особенностях поведения беспозвоночных и позвоночных животных – обитателях Арктики: губках, многощетинковых червях, медузах, моллюсках, немертинах, ракообразных, иглокожих, асцидиях и рыбах – рассказано в этой книге.
Двойняшки Марк и Фия попадают в удивительную Метаполию, которая соединила между собой тысячи вселенных. Им предстоит изучить новый захватывающий мир, учиться в Академии Метаполии, завести друзей, а также побывать в чаще Высоколесья и глубинах Аквариона. Однако двойняшки не знают, что над Академией нависла тень опасности, развеять которую могут только они.
Хотите ИДЕЮ? Тогда скорее открывайте эту книгу – она там! Розовый Садовник или просто тетя Роза расскажет, как она сварила целую кухню варенья и зачем покрасила стены своего дома в розовый цвет. Эта история о том, что иногда даже самая невероятная идея может воплотиться в жизнь и сделать жизни других лучше.