Старение населения представляет собой острую проблему для большинства развитых стран. С изменением демографических моделей воспроизводства, снижением смертности и рождаемости, ростом продолжительности жизни, доля пожилых лиц в общей структуре постоянно увеличивается. Это обстоятельство приводит к резкому увеличению социальных расходов на пенсионное обеспечение и здравоохранение. Данный сборник научных трудов представляет собой попытку сделать обзор литературы по различным аспектам проблемы старения населения и его последствий для экономики и общества России, стран Европейского союза и США.
Приведем ряд фактов для иллюстрации остроты проблемы старения населения в мире. Согласно международным критериям, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более превышает 7%. По состоянию на 1 января 2012 г. 12,8% жителей России относятся к этой группе. К началу 2021 г. доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны возрастет до 27%. К 2025 же году в мире доля лиц старше 60 лет составит 27%, при этом, в Африке таких людей будет лишь 10%, Азии ‒ 26%, Латинской Америке ‒ 25%, Северной Америке ‒ 48%, и наиболее тяжелое положение с возрастной структурой в Европе, где люди старше 60 лет будут составлять более половины населения (55%).
Последствия увеличения абсолютного и относительного числа пожилых людей в структуре населения крайне серьезны. Данные Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации показывают, что основные «возрастные» расходы российской бюджетной системы составили в 2011 г. 8869 млрд. руб., или 16,3% ВВП, в том числе пенсионное обеспечение – 4704 млрд. руб., или 8,7% ВВП, здравоохранение – 1933 млрд., или 3,6%.
В зарубежных странах результаты старения населения также не замедлили проявиться. Вскоре в развитых государствах возникнет необходимость увеличения зависящих от возраста бюджетных расходов на 6,1 проц. пункта ВВП (до 24,9% ВВП). СФРЭ потребуется увеличить финансирование по этим статьям на 4,6 проц. пункта (до 16,8% ВВП), в том числе с 2010 по 2050 г. По оценкам экспертов, для поддержания социальной стабильности России придется увеличить расходы на пенсионное обеспечение – с 8,1% до 14,9% ВВП, а рост расходов на здравоохранение – с 3,5% до 6,% ВВП.
Г.В. Семеко в статье «Старение населения в России и его последствия» рассматривает проблему изменения возрастной структуры жителей нашей страны в сравнительной перспективе, оценивая результаты этого процесса для бюджетной политики России. В работе делается обзор предложений различных экономистов, направленных на адаптацию экономической политики в целом и фискальной, в частности, к ранееуказанным демографическим сдвигам. Е.А. Пехтерева в обзоре «Пенсионная реформа в России» детально разбирает последние предложения российского правительства, направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения, принятие всего пакета поправок в пенсионное законодательство ожидается в осеннюю сессию 2013 г. Государственной думы РФ. М.А. Положихина, Л.А. Дартау в статье «Совершенствование медико-социального обслуживания лиц пожилого возраста в России» представили положение дел со сферой услуг для пенсионеров, указали на проблемные места и выдвинули ряд предложений по изменению «идеологии» старения в нашей стране. А.А. Щегорцов в обзоре «Стратегия долголетия: перспективы и последствия» отметил основные подходы к решению проблемы старения населения в разных странах, сделав особый акцент на положении пенсионеров в Москве. О.Н. Пряжникова в статье «Старение населения Европы. Вызовы и перспективы» анализирует литературу по положению «лиц третьего» возраста в ЕС, где, как отмечалось ранее, проблема с увеличением доли пожилых людей стоит наиболее остро. С.С. Костяев в обзоре «Старение населения и система здравоохранения в США» дает характеристику государственным программам, обеспечивающим медицинское и социальное обслуживание пенсионеров и их функционированию накануне вступления в силу основных положений реформы здравоохранения Барака Обамы.
Таким образом, уменьшение доли населения трудоспособного возраста может привести и к существенному росту социальных расходов в процентах к ВВП вследствие роста демографической нагрузки на одного трудоспособного человека. В свою очередь, рост демографической нагрузки может обернуться ростом налоговой нагрузки и стать фактором бюджетно-финансовой дестабилизации, что может привести к замедлению темпов экономического роста.
Как следует из ранее приведенных данных, старение населения представляет собой наиболее насущную проблему для Европы, чуть лучше дела обстоят в США и Канаде. Азия, Латинская Америка и Африка, за исключением нескольких стран, в силу своей отсталости еще не перешли на характерный для высокоразвитых стран тип демографического развития, отличающийся низкой смертностью и рождаемостью. Одни развитые страны разрабатывают программы «активной старости», целью которых является стремление продлить трудовую деятельность лиц пожилого возраста, сделать их вклад в общественную жизнь более полным. Другие (США) делают попытки реформировать иммиграционную политику, которая, по гамбургскому счету, является единственным реалистичным способом решения проблемы старения населения, что, в свою очередь, создает другие проблемы адаптации мигрантов из других культурных сред и религиозных традиций.
Старение населения в России и его последствия
Общемировые демографические тенденции отчетливо проявляются в России. Современная Россия, как и все другие страны мира, отличается высокой долей населения старше трудоспособного возраста, причем рост удельного веса старшей возрастной группы (пожилого населения) ускоряется. В настоящее время доля пожилого населения в России близка к показателю наиболее развитых стран и существенно выше, чем в среднеразвитых (тем более в менее развитых). Россия близка к развитым странам и с точки зрения динамики удельного веса пожилого населения [Кудрин А., Гурвич Е., 2012, с. 54]. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), опубликованному в начале 2013 г., по средней продолжительности жизни в целом, наша страна заняла предпоследнее место среди 46 европейских и среднеазиатских стран после Киргизии [Белый М., 2013]. Средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 62,8 года, и это самый низкий показатель. Дольше всех среди мужчин живут израильтяне (в среднем 80,1 года), за ними следуют англичане (78,4 года). Самая высокая продолжительность жизни среди женщин зафиксирована в Испании (85 лет). Второе место заняли француженки (84,8 года). Меньше всех живут гражданки Киргизии (73 года), россиянки – на год дольше их. Экономический рост последнего десятилетия практически не привел к росту продолжительности жизни в нашей стране. По оценкам экспертов ВОЗ, россиян губит не только пьянство, курение и неспортивность, но и плохое настроение, неуверенность в завтрашнем дне и боязнь старости, которая в сознании большинства ассоциируется с нищетой.