Виктор Губарев - Экспедиция сэра Фрэнсиса Дрейка в Вест-Индию в 1585–1586 годах

Экспедиция сэра Фрэнсиса Дрейка в Вест-Индию в 1585–1586 годах
Название: Экспедиция сэра Фрэнсиса Дрейка в Вест-Индию в 1585–1586 годах
Автор:
Жанры: Морские приключения | Книги о путешествиях
Серия: Пираты, корсары, флибустьеры
ISBN: Нет данных
Год: 2016
Другие книги серии "Пираты, корсары, флибустьеры"
О чем книга "Экспедиция сэра Фрэнсиса Дрейка в Вест-Индию в 1585–1586 годах"

Новая книга историка, писателя-мариниста Виктора Губарева знакомит читателей с одной из самых значительных антииспанских экспедиций английского корсара и флотоводца, первого английского кругосветного мореплавателя сэра Фрэнсиса Дрейка (ок. 1540–1596). Современник и любимчик королевы Елизаветы I Тюдор, ее «железный пират» и деловой партнер, возведенный за свои ратные подвиги в рыцари, Дрейк в 1585–1586 годах совершил беспрецедентный рейд к берегам Испании, на острова Зеленого Мыса, в Вест-Индию и Флориду. В ходе этого похода англичане разорили порт Виго в Галисии, португальские поселения на острове Сантьягу, город Санто-Доминго на Эспаньоле (Гаити), портовый город-крепость Картахену в Новой Гранаде (ныне Колумбия) и город Сан-Аугустин на побережье Флориды. Фактически указанная вест-индская экспедиция Дрейка положила начало англо-испанской войне 1585–1604 годов.

Бесплатно читать онлайн Экспедиция сэра Фрэнсиса Дрейка в Вест-Индию в 1585–1586 годах


Предисловие

В галерее прославленных джентльменов удачи одно из почетнейших мест занимает английский приватир[1], первый английский кругосветный мореплаватель и герой сражений против испанской Непобедимой армады[2] Фрэнсис Дрейк (ок. 1540–1596). Историк-панегирист викторианской эпохи Дж. Бэрроу, автор пространного сочинения «Жизнь, экспедиции и подвиг сэра Фрэнсиса Дрейка», писал о нем:


Сэр Фрэнсис Дрейк. Портрет работы М. Геерартса-младшего.


«Среди многочисленных примечательных действующих лиц, порожденных царствованием королевы Елизаветы, имя сэра Фрэнсиса Дрейка всегда будет занимать почетное место. Выходец из простой семьи, появившийся в этом мире на заре своей юности в роли обычного моряка, он смог – благодаря трудолюбию, настойчивости, упорству в преодолении трудностей и решительной отваге – постепенно подняться до высочайшего ранга в королевском флоте и удостоиться чести быть посвященным в рыцари[3] самой государыней – чести, которой в ту блистательную эпоху удостаивали лишь за особые заслуги».

Став национальным героем, Дрейк привлекал к себе пристальное внимание публики не только при жизни, но и после смерти. Для многих англичан он остается кумиром и сегодня. О нем пишут книги, брошюры и научные статьи, а также пьесы, поэмы, стихи и баллады; его образ запечатлевают на картинах, гравюрах, открытках, почтовых марках и монетах; режиссеры снимают о нем историко-публицистические и художественные фильмы. В Плимуте, откуда этот пенитель «семи морей» уходил в свои заморские экспедиции и куда возвращался после долгих скитаний, в его честь в феврале 1884 года был установлен памятник работы Джозефа Боэма, а в 1943 году, в разгар Второй мировой войны, открыт Мемориальный парк Дрейка.

В Испании, как и во многих странах Латинской Америки, отношение к Фрэнсису Дрейку несколько иное. Признавая, что он был великим мореплавателем и адмиралом, испанские и латиноамериканские авторы при этом добавляют, что он был и «великим пиратом», безжалостно грабившим торговые суда и прибрежные города.

В данном исследовании, подкрепленном многочисленными английскими и испанскими документами, а также богато иллюстрированном старинными картами и гравюрами, мы попытаемся проследить перипетии одного из самых удачных заморских походов Дрейка – «Великой экспедиции» 1585–1586 годов, которую он предпринял к берегам Испании, Западной Африки, Испанского Мейна[4] и Северной Америки. Этот полувоенный-полупиратский поход фактически развязал долгую англоиспанскую морскую войну 1585–1604 годов, измотавшую силы обеих враждующих сторон и завершившуюся подписанием мира лишь после смерти королевы Елизаветы I Тюдор.

Когда в воздухе запахло грозой

В самом начале 1584 года в Лондоне раскрыли католический заговор, направленный против Елизаветы I в пользу шотландской королевы Марии Стюарт. Испанский посол Бернардино де Мендоса, замешанный в заговоре, был немедленно арестован и выслан из страны. Тем не менее, через сеть своих тайных агентов он продолжал внимательно следить за событиями, происходившими в разных частях «туманного Альбиона».


Королева Елизавета I Тюдор. Гравюра Криспена де Пасса


Летом англо-испанские отношения еще более обострились. В июле 1584 года в голландском городе Делфт фанатик-католик Бальтазар Жерар застрелил вождя нидерландских патриотов принца Вильгельма Оранского, которому Англия оказывала тайную дипломатическую и военную поддержку. На юге Испанских Нидерландов герцог Парма успешно справлялся с подавлением антииспанского восстания, а во Франции смерть от лихорадки герцога Алансонского укрепила позиции ставленника «католической партии» герцога де Гиза – главного претендента на французский престол в борьбе с протестантским королем Наварры Генрихом Бурбоном.

Охлаждение англо-испанских отношений способствовало тому, что королева дала свое согласие на созыв нового парламента и снаряжение нескольких разведывательных, военно-корсарских и колонизационных экспедиций.


Роберт Дадли, 1-й граф Лестер. Работа неизвестного художника.


На заседании Тайного Совета Дрейку было предложено возглавить поход на Молуккские острова (после того, как в 1580 году испанцы захватили Португалию, все ее заморские владения в Бразилии, Африке и Ост-Индии вошли в состав испанской империи). Инвесторами предприятия выступили граф Лестер, братья Уильям и Джон Хокинсы, сэр Кристофер Хэттон, сэр Уолтер Рэли, Дрейк и сама королева. Они собрали 40 тыс. ф. ст., которые пошли на снаряжение одиннадцати кораблей, четырех барков и двадцати пинасов[5] (пай Дрейка составил 7 тыс. ф. ст.).

В феврале 1585 года Мендоса писал королю Филиппу II, что в Англии снаряжают две крупные флотилии. В Северную Америку, в Виргинию, готовились уйти корабли под командованием корсара Ричарда Гренвилла, двоюродного брата фаворита королевы сэра Уолтера Рэли; вторую флотилию должен был возглавить сэр Фрэнсис Дрейк. «Королева выдала Дрейку патент на экспедицию, – сообщает Мендоса. – Кроме того, она дала 20 000 фунтов стерлингов… 24 больших корабля и 20 пинасов готовятся в Лондоне и на западе страны… Дрейк планирует отправиться с 2000 человек, намереваясь перехватить флоты Вашего Величества[6] прежде, чем они встретятся в Гаване. Если он не добьется успеха, то высадится в Номбре-де-Диос…»

Очевидно, Мендоса был введен своими информаторами в заблуждение. Целью экспедиции Дрейка по-прежнему были Молуккские острова. Но, в любом случае, переданные им известия весьма обеспокоили правительство Испании. В апреле 1585 года Ричард Хаклюйт сообщал из Парижа, что «слухи о флотилии Рэли и, особенно, о подготовке [флотилии] сэра Фрэнсиса Дрейка очень встревожили испанцев…».


Сэр Уолтер Рэли. Художник Уильям Сегар, 1598 год.


Вскоре, однако, резкое изменение внешнеполитической ситуации внесло существенные коррективы в намечавшийся «молуккский проект».

В конце мая Филипп II приказал арестовать в портах Испании и Португалии все английские и голландские торговые суда, их грузы и пушки конфисковать, а команды посадить в тюрьмы[7]. Экипажу лишь одного английского судна – «Примроуз», находившегося в порту Бильбао[8], удалось отбиться от испанцев и благополучно вернуться на родину. С собой моряки привезли в качестве пленника коррехидора[9] Бискайи, а вместе с ним и письменное распоряжение Филиппа II об аресте английских торговых судов и их грузов.


Испанский король Филипп II. Художник С. Ангиссола.


По мнению Д. В. Михеева, подобные действия испанских властей «преследовали несколько целей. Во-первых, прекратить торговлю с мятежниками в [нидерландских] провинциях. Во-вторых, испанцы намеревались использовать арестованные корабли в качестве сопровождения для испанского Серебряного флота. Как полагали некоторые исследователи, именно необходимость защиты испанской эскадры, шедшей из Вест-Индии, вынудила Филиппа II поступить таким образом».


С этой книгой читают
Очередная электронная книга из серии «Пираты, корсары, флибустьеры» посвящена малоизвестным страницам жизни и пиратских похождений одного из предводителей французских флибустьеров – капитана Жана де Граммона. Используя в качестве базы французский порт Пти-Гоав в западной части острова Гаити, Граммон в 70-80-е годы XVII века прославился своими набегами на города Испанского Мейна. Он возглавлял походы флибустьеров на города Маракайбо, Гибралтар, Тр
Фрэнсис Дрейк, Генри Морган, Жан Бар, Питер Хейн, Пьер Лемуан д’Ибервиль, Пол Джонс, Томас Кавендиш, Оливер ван Ноорт, Уильям Дампир, Вудс Роджерс, Эдвард Ингленд, Бартоломью Робертс, Эсташ, граф Камберленд, шевалье де Фонтенэ, Джордж Ансон…Очередная книга серии знакомит читателей с самыми известными пиратами, корсарами и флибустьерами, чьи похождения на просторах «семи морей» оставили заметный след в мировой истории. В книге рассказывается не то
Благодаря приключенческой литературе и кинематографу в массовом сознании утвердился стойкий стереотип восприятия классического пирата: одноногий или одноглазый увалень с серьгой в ухе, пестрой бандане на голове, попугаем на плече и абордажной саблей в руке. Он пьет ямайский ром, чертыхается, плавает по морям-океанам под черным флагом с изображением черепа и скрещенных костей и ищет клады на далеких экзотических островах…Но насколько данный образ
В истории морского разбоя трудно найти более зловещую фигуру, чем «генерал пиратов Тортуги» Франсуа Олоне. Его первый биограф – голландский лекарь А. О. Эксквемелин – изобразил его исчадием ада, резавшим пленных испанских моряков и мирных жителей испанских колоний, словно свиней. Говорили, что при его приближении «даже мыши убегали в джунгли».Современные исследователи с известной долей скептицизма воспринимают рассказы Эксквемелина о «кровожадном
Не многие предводители флибустьеров могли похвастаться столь длительной и насыщенной событиями карьерой, как Джон Коксон, однако он оказался недооцененным историками, будучи заслоненным своими более прославленными современниками – Генри Морганом, Бартоломью Шарпом, Жаном де Граммоном, Николасом ван Хоорном и Лаурентом де Граффом. Хотя Коксон не захватил такой грандиозной добычи, как Морган в Панаме или ван Хоорн, Граммон и де Графф в Веракрусе, о
Новая книга известного российского писателя-мариниста, капитана 1-го ранга В. Шигина посвящена событиям Первой мировой войны и 1917–1918 годов на Русском Севере. В центре повествования личность незаурядного флотского офицера контр-адмирала К.Ф. Кетлинского. До настоящего времени имя Кетлинского окружено завесой умолчания. И сегодня историки яростно спорят о роли Кетлинского в событиях 1917 года в Мурманске. Завесой тайны окружена и трагическая см
«Плавания Баренца» – произведение, которое написал голландский мореплаватель Геррит де Фер (нидерл. Gerrit De Veer). «Плавания Баренца» – описание трех голландских экспедиций в поисках северного пути из Нидерландов в Индию и Китай. Ни в первой, ни во второй экспедиции Баренцу не удалось найти пролив между Новой Землей, которую он открыл, и материком. Баренц был уверен, что морской путь на Дальний Восток лежит севернее Новой Земли. Поэтому во врем
Океан – самое красивое место на земле. Океан – это жизнь на планете, дорога к островам и материкам, к открытиям и сокровищам. Океан – самое страшное и жестокое место на земле, но и в жестокости он прекрасен! И зовёт снова и снова, до окончания земного пути.
Малыш, как зовут героя дельфины – юноша, выросший в дельфиньей стае и не осознававший, что он – человек, до своей первой встречи с людьми. Дельфины спасли его от гибели еще младенцем (но не сумели спасти его родителей), вырастили, научили всему, что умели и знали сами. Научили своему языку и языку людей, который всегда понимали, только не могли говорить на их частотах. Малыш жил счастливой, полнокровной жизнью в океане и ему казалось, что так буд
В книге «Что я хочу от Бога» известный проповедник, священник Алексей Уминский пытается найти ответы на самые важные вопросы сокровенной жизни: что есть Бог, и что есть человек, чем в действительности является Церковь, и кто мы в ней.Отличительной особенностью книги является то, что она написана для современного человека и включает те вопросы, которые становятся наиболее острыми для людей XXI века.Рекомендовано Издательским советом Русской Правос
Можно ли говорить о насущных проблемах бытия человека, о выборе им истинного жизненного пути легко и просто? Можно, доказывает протоиерей Владимир Гофман своими замечательными рассказами. Одни, трогательные, берущие за сердце, с ностальгической грустью повествуют о недавнем еще прошлом, когда духовные и душевные ценности почитались превыше всего. Другие, иронично-веселые, рассказывают о незнакомых многим «бытовых» сторонах жизни нашего духовенств
Как же скучна жизнь преподавателя изящной словесности! Хотя, постойте-ка… архивы кафедры ведьмовства и алхимии, удивительный студент-помощник и сущая чертовщина! Возможно, всё не так уж безнадёжно-тоскливо?..
Очень неприятный случай произошел из-за Машкиных панталон в мелкий цветочек, потому что они оказались не на том месте, где должны быть.