Искусство фэн-шуй в Китае является народным, общепризнанным.
Знания передавались из уст в уста на протяжении многих лет, обогащаясь опытом предыдущих поколений. Первоначально это учение являлось достоянием избранных, а также правящих классов Китая. Мастеров фэн-шуй либо почитали за их бесценные знания, либо убивали для того, чтобы они не могли передать эти знания другим.
В духе прошлых времен такие действия были вполне оправданны, так как вера в фэн-шуй была очень велика, а использование знаний против Сынов Неба (так называли императоров) было серьезным преступлением.
На протяжении всей истории Китая формирование новых династий сопровождалось прорицаниями в духе фэн-шуй. Например, первый император династии Мин Чжу Юаньчжан был нищим разбойником. Его смогли убедить в том, что он добьется верховной власти благодаря хорошему фэн-шуй могилы его отца.
Чтобы понять смысл предсказания, необходимо знать, что фэн-шуй состоит из двух противоположных направлений, сосредоточивая свое внимание не только на проблемах живых, но и на проблемах мертвых. Фэн-шуй могил и кладбищ всегда пользовался большой популярностью, так как было принято считать, что хороший фэн-шуй могилы предков влияет на судьбы следующих пяти поколений живущих.
Вера в фэн-шуй сделала Чжу Юаньчжана императором, но, как и другие правители, добившиеся власти дворцовым переворотом, он был мнителен, ему постоянно мерещились измены, а потому он приказал казнить всех мастеров фэн-шуй и распространить по стране специально сочиненные фальшивые книги.
Это, пожалуй, одно из самых неординарных событий в истории Китая. Когда Юнле, третий император династии Мин, приступил к строительству новой столицы Китая – Пекина, архитекторы при строительстве Запретного Города пользовались этими самыми фальшивыми книгами. Пурпурный Запретный Город находится в центре Пекина, вокруг него располагается окруженный высокими крепостными стенами Императорский Город. Этот комплекс называется Внутренним Городом, к югу от него был расположен Внешний Город.
Устройство Запретного Города говорит само за себя. В центре располагается дорога длиной 8 км, все аллеи прямые, что противоречит правилам фэн-шуй, согласно которым сила ци – жизненная энергия – движется по спирали, а отрицательная энергия ша – по прямой. По сторонам дороги расположены шесть больших павильонов, символизирующих силу и власть императоров Китая. Не подлежит сомнению, что такое расположение дворцов было выбрано архитекторами, пользовавшимися фальшивыми книгами, распространенными Чжу Юань-чжаном.
История Запретного Города изобилует народными сказаниями о неправильном фэн-шуй, привлекающем беды и несчастья. Когда династия Мин пала, завоевавшие Пекин маньчжуры чуть не пали жертвой неправильного фэн-шуй. Только в период правления императора Цяньлуна (1736–1795) правильные принципы фэн-шуй были восстановлены.
Время правления Цяньлуна принято считать одним из самых благоприятных периодов в истории Китая благодаря хорошему фэн-шуй. Это время процветания и удачи китайского народа. С этого времени фэн-шуй стал народным.
Во время правления коммунистических императоров Китая Мао Цзедуна и Дэн Сяопина ходили слухи, что причиной их успеха является благоприятный фэн-шуй могил их предков. Могила дедушки Мао находилась «в ладони небесной лунной богини», у Дэн Сяопина, помимо очень благоприятного фэн-шуй могилы его отца, около семейного дома располагались три горные вершины, также создававшие хороший фэн-шуй.
Как это ни странно, но во времена правления Мао фэн-шуй не процветал, так как, опасаясь переворота, он жил в постоянном страхе и вполне реально опасался, что кто-нибудь, пользуясь знанием фэн-шуй, сможет затмить его небесную удачу. Именно поэтому он и запретил практиковать фэн-шуй в Китае.
Подобные действия нельзя оправдать, так как фэн-шуй является народным искусством и его невозможно запретить, даже угрожая смертной казнью. Фэн-шуй по-прежнему практиковали, хотя и тайно.
Вместе с бежавшими с родины китайцами фэн-шуй проник за море, в другие страны. Многие мастера фэн-шуй покинули родину вслед за гоминьдановским генералом Чан Кайши. На Тайвань они привезли с собой драгоценные тексты и компасы ло-пань, содержащие профессиональные секреты мастеров. Именно поэтому в середине столетия правящая элита и предприниматели Тайваня так преуспевали. Тайвань и по сей день остается одной из богатейших стран мира.
Фэн-шуй проник и в Гонконг вместе с эмигрантами, желающими начать новую жизнь. Они обладали знанием фэн-шуй, которое досталось им от предков, и использовали его для того, чтобы укрепить свое положение. Тайвань и Гонконг – общепризнанные примеры экономического чуда: техника фэн-шуй использовалась повсеместно – в жилых районах, офисах, на рабочих местах. Поэтому многие объясняют экономический успех этих стран универсальным приложением принципов фэн-шуй.
Фэн-шуй в Китае уделяется большое значение, так как это универсальная в применении техника, опирающаяся на центральные для всей китайской культуры понятия, не имеющая другой цели, кроме помощи человеку в достижении удачи во всех сферах жизни. В Китае вера в фэн-шуй безгранична, принципы его имеют повсеместное применение.
С того времени как появилась «Книга из реки Ло», в Китае ни одно серьезное мероприятие не проводилось без консультации мастера по фэн-шуй. Многие исторические события связывают с дурными или положительными влияниями, вызванными фэн-шуй. Символика этого искусства очень распространена, ее можно встретить в каждом доме.
В Китае фэн-шуй по праву можно считать народным искусством, так как, несмотря на все запреты, его практикуют по сей день. Особенно глубока вера в фэн-шуй в сельских районах Китая. При строительстве современных городов весьма много средств было потрачено именно на то, чтобы удовлетворить требования жителей деревень не нарушать фэн-шуй.
В доказательство сказанного можно привести много примеров. В одной деревне местные жители восстали против того, чтобы было срублено дерево фэн-шуй, и англичане, которые вели строительство, были вынуждены оставить его: дерево осталось одно в заасфальтированной пустыне на месте снесенных домов. Этот урок англичане запомнили надолго: китайцы могут позволить снести дом, но не позволят разрушить святыню.
Когда через одну из деревень англичане прокладывали дорогу, она должна была пройти через гору, которую китайцы почитали за дракона. К тому времени многие из англичан уже достаточно хорошо были знакомы с особенностями китайской жизни: немного фантазии и знания народных примет и обычаев – ив каждой горе можно при желании увидеть зеленого дракона или черную черепаху. Англичане предложили снести часть горы, на что получили от местных жителей отказ. Тогда они, желая построить дорогу с меньшими затратами, стали их уверять, что на самом деле не причинят дракону вреда, а лишь немного подрежут ему когти, и он станет более добрым. На какой-то момент местные жители уступили англичанам, но, когда бульдозер копнул землю, открылся более глубокий слой грунта, который был красного цвета. После небольшого дождя красная земля потекла вниз, и для тех и других стало очевидно, что дракон истекает кровью.