Ираида Дудко - Энциклопедия наших жизней. Семейная сага «Созидание». 1968 год

Энциклопедия наших жизней. Семейная сага «Созидание». 1968 год
Название: Энциклопедия наших жизней. Семейная сага «Созидание». 1968 год
Автор:
Жанры: Современная русская литература | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Энциклопедия наших жизней. Семейная сага «Созидание». 1968 год"

В книге: о вторжении в Чехословакию; тайна гибели подводной лодки 129; купили "Москвич 408". Первое наше автопутешествие с друзьями в Суздаль. В книге много снимков и рассказов об этом сказочном городке. И опять – письма от мамы Виктора, от Бати с Женей. Съездили поездом в Среднюю Азию, побывали у родных Виктора – во Фрунзе и Учкургане. И ещё на тему "Любви все возрасты покорны" – письма Марии к Бате. Виктор выступил с докладом в Киеве на 2-й Всесоюзной конференции о разработанных и внедренных проектах автоматизированного управления предприятиями различных отраслей промышленности.

Бесплатно читать онлайн Энциклопедия наших жизней. Семейная сага «Созидание». 1968 год


Часть 1

Аура 1968 года

В этом 2013 году исполнилось 45 лет со времени событий, произошедших в 1968 году в Чехословакии.

Но, нельзя рассматривать эту ситуацию отдельно от общего нагнетания тревожной обстановки во всём мире.

1968 год стал переломным не только для истории ХХ века, но и для всей истории человечества. Как будто воздух везде был наэлектризован революционным духом, и различные движения объединились в общем протестном порыве.

На востоке США масса молодых активистов двинулась на юг, чтобы участвовать в борьбе за права чернокожего населения. В 1964 году в Калифорнийском университете и в Брокли родилось движение студентов за свободу слова. Позднее оно превратилось в движение против войны во Вьетнаме.

Политическая активность студентов набирала силу не только в США, но и во Франции, Германии, Великобритании, Голландии, Польше, а также в арабских и азиатских странах. Эпицентром радикальных студенческих выступлений стали крупные города США, Западной Европы, Японии: пожары, баррикады, рукопашные столкновения с полицией, массовые демонстрации. Прокатилась волна партизанских войн во Вьетнаме, Гватемале и Анголе, антивоенные демонстрации европейцев, американцев, австралийцев, крестьянские мятежи и этнические восстания в Тайланде, на Северном Калимантане, в Ираке и т. д.

Всеобщий протест можно расценивать, как социальное недовольство против любого неравенства: социального, расового, этнического, сексуального.

Чехословакия не стала исключением в этом революционном настроении. Движение за «очищение» социализма в Чехословакии и его подавление войсками стран Варшавского договора получило название – "Пражская весна".

В январе 1068 года первый секретарь ЦК Компартии Чехословакии Антон Новотный уступил свой пост Александру Дубчеку, который заверил Москву, что предпримет все усилия для стабилизации ситуации в партии и обществе.

1968-ой год был объявлен ООН Годом прав человека. Весной начались реформы в Чехословакии. Реформаторы искренне хотели строить социализм "с человеческим лицом". Лидер пражского студенческого движения Ян Кован, выступая в июне 68-го на Би-би-си, говорил следующее: "Ситуация в Чехословакии позволяет нам надеяться, что наша страна станет первой, где будет создана социалистическая демократия". Чехи и словаки надеялись, что их протест преодолеет "железный занавес".

27 июня в чехословацкой "Литературной газете" появился документ, получивший название "Две тысячи слов" и подписанный представителями всех слоёв чехословацкого общества, с призывом к более быстрому переходу к реальной демократии. Это воззвание стало кульминационным пунктом "Пражской весны". Руководство Советского Союза и других стран Варшавского договора потребовало от руководства республики свёртывания реформ, чреватых "контрреволюцией".

Получая информацию из Праги, в СССР задумались: – "А вдруг и у нас случиться такое?". Но вопрос этот задавали по-разному: власть – испуганно, интеллигенция – с надеждой. Обжегшись на Венгрии, советское правительство колебалось – какие меры следует использовать, чтобы повлиять на Чехословакию? Советское правительство начало применять ряд средств политического и психологического давления на Дубчика и его коллег: на многосторонней встрече в Дрездене в марте, во время двусторонней встречи руководителей КПСС и КПЧ в Москве в мае, на переговорах на высшем уровне между Политбюро ЦК КПСС и Президиумом ЦК КПЧ в Чиерне в июле, в Братиславе в августе 1968 года. На встречу руководителей Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР в Варшаве (июль 1968 г.) чехословацкая делегация прибыть отказалась.

Была разработана операция «Дунай». Планировался ввод в Чехословакию войск стран Организаций Варшавского договора.

Рано утром 18 июня 1968 года государственную границу ЧССР перешла оперативная группа полевого управления 38-ой армии Прикарпатского военного округа. Через три дня советско-чехословацкую границу перешли главные силы армии, выделенные для участия в учении.

Однако после окончания учений советские войска не спешили возвращаться домой, в места постоянной дислакации. 22 июля в штаб 38-ой армии прибыла группа высших офицеров Чехословацкой армии. По поручению министра национальной обороны ЧССР они спросили – почему, вопреки обещанию маршала Якубовского вывести советские войска до 21 июля, они до сих пор в районе учений? После неоднократных требований, части 38-ой армии вернулись в свои гарнизоны.

Дальше события развивались в соответствии со следующим сценарием.

На имя Брежнева было поучено письмо с просьбой оказать помощь в защите завоеваний социализма. Письмо было подписано кандидатом в члены Президиума ЦК КПЧ Антонином Капек и ещё несколькими деятелями высокого ранга.

Письмо придало видимость «законности» дальнейших действий.

К 20 августа подготовка к операции «Дунай» была завершена. Части 1-ой гвардейской танковой, 20-й гвардейской общевойсковой и 160-й воздушной армий Группы советских войск в Германии, 11-й гвардейской общевойсковой армий, и 28-го армейского корпуса Прикарпатского военного округа, 14-й воздушной армии Одесского военного округа (всего 500 тысяч человек) приняли участие во вторжении на территорию ЧССР. Главнокомандующим группировкой советских войск был назначен генерал армии И. Г. Павловский.

20 августа в 22 часа 15 минут в эфире раздался условный сигнал и операция «Дунай» началась одновременным вторжением более 20 советских, польских, венгерских, болгарских дивизий с трёх направлений, высадкой воздушного десанта – 7-ой воздушно-десантной дивизии из Каунаса и 103-й из Витебска в Праге и Брно. Самолёты 336-го авиаполка радиоэлектронной борьбы, поднявшись с аэродрома в городе Стрый на Украине, подавили работу всех радио и радиолокационных станций на территории Чехословакии.

Солдатам цель операции объяснили просто – контрреволюция в Чехословакии захватила власть, открыла границу с Западной Германией (ФРГ) и советские войска должны опередить германское вторжение. К тому же якобы возникла опасность ввода в ЧССР американских войск и войск других стран НАТО.

В результате такой идеологической обработки многие солдаты и офицеры были уверены, что их отправляют на войну. Для поднятия боевого духа участникам операции «Дунай» солдатский паёк был увеличен на 50 граммов масла, 200 граммов мяса и 200 граммов белого хлеба в сутки.

На расширенном заседании Политбюро ЦК КПСС 16 августа было принято решение о вторжении советских войск. Оно было одобрено на совещании руководителей стран Варшавского договора в Москве 18 августа. Было принято решение путём военного вмешательства сменить политическое руководство Чехословакии.


С этой книгой читают
В Главе 1-й – воспоминания о моём детстве спустя 84 года.Сохранился дневник бабуси – с 1938 по 1946 год. Через дневник бабуси, написанный «штрихами», можно проследить ауру событий, происходивших в советской стране, в одной конкретной семье в 30-е—40-е годы. В дневнике рассказывается: о городе Казани (моей малой Родине); о родителях; о быте, нравах и традициях советской семьи в те далёкие годы; о военном детстве, о голоде и крысах; о моих детских
Книга выделена из серии «Энциклопедия…» в самостоятельную из трёх томов. В первом томе – детство, юность и зрелость Н.А. Макаровца, кончая переездом в Бийск. Затем —история покупки нами «Москвича 408» в условиях отсутствия денег. 1967–1971 гг. Все отпуска на Москвиче: Крым по старой дороге, Гора волшебная Димерджи, Легенды Крыма, Симеиз, Скалы Дива и Монах, Ай-Петри, фонтан слёз во дворце Бахчисарая, Никитский сад, Поляна сказок. В пустыню через
Машину купили – машину продали. Дороги до Бийска от Москвы покоряли. Под Ростовом разбились, потом чинились. И дальше на "Москвиче" покатились. От Баку до Красноводска – паром. А что пережили потом! Таяли от жары, видели миражи. В пустыне заблудились, на платформе – катились. Самарканд, Бухара – ах, какая же там красота! Медресе и мечети с небом сливаются на рассвете. А дальше – долин просторы сменили Тянь-Шаньские горы. Ночевали на перевале, лед
Семейная сага – «Энциклопедия наших жизней».В неё вошли: Детство; Трудная дорога на Украину; Побег из дома 11-летнего Виктора на фронт в поисках отца; Разрыв родителей; Жизнь в Фергане в семье дяди; Школа и спорт; Первая любовь; Самовоспитание; Трудности поступления в Москве в МАИ; Учёба в МАИ, друзья, практика и военные лагеря; Защита, Диплом с отличием в 1957 году, но – мимо распределения; Сын, с которым никогда не виделся; Скитания в поисках р
Книга Татьяны Шороховой, члена Союза писателей России, «Война-спутница» посвящена теме Великой Отечественной войны через её восприятие поколением людей, рождённых уже после Великой Победы.В сборнике представлены воспоминания, автобиографические записки, художественные произведения автора, в которых отражена основа единства нашего общества – преемственность поколений в высоких патриотических чувствах.Наряду с рассказами о тех или иных эпизодах вой
Роман «Антипостмодерн…» – это злая и насмешливая книга, направленная на оскорбление современных течений в литературе, современного коммерческого искусства. Автор показывает, что за стремлением к новизне подчас скрывается комплекс неполноценности. Главный герой романа Артём Соловьёв мечтает когда-нибудь стать писателем. Правда, он никак не может определиться с тем, какого рода книги ему писать. Его взгляды на литературу постоянно меняются, причём
Для Любови Боровиковой, автора книги «День рождения», нет безусловной границы между поэзией и прозой. Ей привычно и в том, и в другом пространстве. Своеобразие данной книги – в простоте, с которой автор пересекает жанровые границы. Но простота эта не легковесна, она подчиняется трудно доставшейся мысли.
«Отверстие наверху захлопнулось с отвратительным чавкающим звуком. Свет едва просачивался через плотные эластичные стены. Спина прилипла к чему-то вязкому.Оправившись от шока, Яна Зорина с усилием поднялась, липкая густая субстанция нехотя выпустила ее, оставив на защитном костюме склизкие следы.Яна встала на выступы внизу стен и старалась не шевелиться, чтобы не соскользнуть в воронку посередине, заполненную мутной, густой жидкостью.Снаружи доно
«Барбаросса». Последний, так и не законченный роман В. Пикуля, которому предстояло стать первым томом грандиозной дилогии о Великой Отечественной войне «Площадь Павших борцов». Сталинградская эпопея под гениальным пером Пикуля предстает не просто подвигом, совершенным советскими воинами, но – «сплетением стратегии с политикой», событием, «влияние которого сказалось во всем мире».
«Барбаросса». Последний, так и не законченный роман В. Пикуля, которому предстояло стать первым томом грандиозной дилогии о Великой Отечественной войне «Площадь Павших борцов».Сталинградская эпопея под гениальным пером Пикуля предстает не просто подвигом, совершенным советскими воинами, но – «сплетением стратегии с политикой», событием, «влияние которого сказалось во всем мире».
Город Глухово, куда сбежала Злата, – это вам не столица. Здесь нет миллионов людей, злобных кредиторов и… бывшего мужа с его очередной пассией. Зато есть возможность начать новую жизнь – пусть и официанткой в небольшом кафе.А еще в это кафе любит заглядывать потомок местных аристократов и по совместительству – шеф детективного агентства Феликс Черкасов. Вот только он не единственный, кому приглянулась симпатичная девушка: таинственный гость прихо
В современную Россию, случайно попал архимаг из другого мира. Сможет ли он выжить в новых для себя реалиях?