МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Печатается по решению кафедры социальной психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (протокол № 4 от 17 января 2019 г.)
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор В. И. Пищик;
кандидат психологических наук, доцент Т. А. Шкурко
© Южный федеральный университет, 2020
© Сериков Г. В., 2020
© Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2020
Этнопсихология – сравнительно новая для нашей страны наука. Еще совсем недавно она не входила в программу учебных спецкурсов, поскольку при советской власти особой необходимости в ней не было, декларировался невиданный расцвет каждой из этнических культур, рисовались радужные перспективы слияния всех в единую общность – советский народ («чтобы в мире без Россий, без Латвий, жить единым человечьим общежитьем» – В. Маяковский).
В этих условиях сравнительные этнопсихологические исследования, имевшие место в 30—50-е гг. XX в., объявлялись преследующими цель посеять вражду между братскими народами, доказать, что один из них в чем-то превосходит другой. Нельзя утверждать, что позднее, в 60—80-е гг., в СССР этнопсихологией никто не интересовался, однако все это носило достаточно вялотекущий характер. Работы, имеющие отношение к данной науке, были посвящены в основном понятийным спорам, рассуждениям о ее месте среди всех остальных. При анализе западных исследований необходимо было прежде всего провести «разбор ошибок и заблуждений», т. е. с точки зрения марксистско-ленинской теории показать их методологическую несостоятельность и чуждую нам идеологическую направленность. Требовалось разоблачить прагматизм, «расистские построения буржуазных авторов», заявить о неприемлемости для советской науки их теоретических концепций, поскольку они носят классовый характер, а в условиях непрекращающегося «сражения двух систем» следовало не забывать об этом. Так, в предисловии к вышедшей в 1970 г. книге С. И. Королева, содержащей критический анализ некоторых проблем этнопсихологии, редактор (А. И. Левковский) пишет, что данная тема «занимает место на переднем крае идеологической борьбы, на участке, где наши позиции нуждаются в укреплении», при этом заявляет, что «у нас данная отрасль знания находится в процессе становления, в то время как в западной буржуазной науке она – старинная цитадель, в которой укрылось незначительное количество серьезных исследователей и множество апологетов империализма и колониализма» [18, с. 3–4]. (В этой связи включение в пособие работ И. С. Кона [16, 17], относящихся к данному периоду, в которых идеологические рефрены можно с легкостью опустить, а уровень философско-социологического анализа и обоснованности критики свидетельствует о глубоком понимании автором рассматриваемых проблем, показалось нам наиболее приемлемым вариантом.)
Актуальность этнопсихологии резко возросла после развала СССР, когда вышли на поверхность все допущенные за десятилетия ошибки и беззакония (неправильное, крайне запутанное этнотерриториальное деление, депортации целых народов, репрессии национальной интеллигенции и т. д.). В результате произошло не только обострение межэтнической напряженности (чему способствовала также совершенно непродуманная миграционная политика в 90-е гг. и последующий период), но и разразились межэтнические войны. Все это заставило, наконец, повернуться в сторону этнопсихологии, привело к осознанию необходимости развивать ее в нашей стране, обратиться к тому, что было наработано на Западе.
Одним из факторов, также придающих актуальность данной отрасли знаний, является феномен этнической консолидации (поиск корней и национальной идеи, восстановление своей государственности и языка, отстаивание своих культурных ценностей и т. п.), который наблюдается не только на постсоветском пространстве. Кроме того, изучение этнопсихологии приобретает важность в мире, где усиливаются националистические, экстремистские тенденции. В этой связи этнопсихологические знания приобретают особую ценность, а для более глубокого понимания современных достижений этнопсихологии, методологии и понятийного аппарата данной науки было бы нелишним, на наш взгляд, обратиться к истокам и ранним периодам ее развития.
Задача предлагаемого учебного пособия – ознакомить студентов, преподавателей и всех интересующихся с историческими предпосылками зарождения и развития этнопсихологии, с формированием основных концептуально значимых понятий на различных этапах ее становления. Учебное пособие предназначено также для того, чтобы дать более полное представление о некоторых наиболее интересных и важных работах в данной области.
Многие включенные в пособие материалы, в силу их недостаточной доступности для студентов, а также для удобства работы с ними или из-за особой значимости для понимания сути проблемы, рассматриваются детально. В таких случаях намеренно со-6 храняется конспективный характер изложения, с тем чтобы донести до читателя «дух первоисточника».
Те аспекты или темы, которые достаточно полно освещены в широко известных учебниках, остались за пределами рассмотрения или же затронуты частично в ходе анализа других книг и статей.
Пособие состоит из шести глав, включает в себя вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, а также список литературы. Оно предназначено для студентов бакалавриата по направлению 37.03.01 «Психология», изучающих курс «Этническая психология». Некоторые его разделы могут быть также использованы при изучении курсов «Социальная психология», «Конфликтология», «История психологии».