Леонид Савин - Этнопсихология. Народы и геополитическое мышление

Этнопсихология. Народы и геополитическое мышление
Название: Этнопсихология. Народы и геополитическое мышление
Автор:
Жанры: Монографии | Этнография | Политология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Этнопсихология. Народы и геополитическое мышление"

В книге, которая подготовлена в энциклопедическом формате, даются основные понятия междисциплинарной науки на стыке этнографии, психологии народов и теории коммуникаций. В отличие от большинства работ по этнопсихологии, данный труд написан с позиции геополитики и международных отношений – подробно рассмотрены различные теории этносов, школы культурной антропологии и этнографии, феномен этноцентризма, роль религии и традиций в политике и институтах власти. Даны наглядные примеры из различных регионов. Издание представляет интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей. Может использоваться как учебное пособие. Савин Леонид Владимирович – эксперт в области геополитики, международных отношений и конфликтов. Автор книг «К геополитике», «Сетевая и сетецентричная война. Введение в концепцию», «От шерифа до террориста. Очерки о геополитике США», «Сетецентричные методы в государственном управлении», «Новые способы ведения войны. Как Америка строит империю», «Коучинг война» и др. Главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика. ру», генеральный директор Фонда мониторинга и прогнозирования развития культурно-территориальных пространств, руководитель администрации Международного Евразийского Движения.

Бесплатно читать онлайн Этнопсихология. Народы и геополитическое мышление


© Леонид Савин, 2019

© Издательский дом «Кислород», 2019

© Дизайн обложки – Петр Папихин, 2019

Введение

Этнопсихология, этническая психология – относительно новая и молодая наука, имеющая междисциплинарный характер и широкую сферу применения. Из самого названия науки можно сделать вывод, что изучение поведения различных народов как объектов исследования и их представителей как активных субъектов является важным направлением, которое может применяться в политике, международных отношениях, социологии, экономике и других видах деятельности.

При этом культура различных народов, образ мыслей и их реализация через действия могут отличаться друг от друга незначительными нюансами, а могут и противоречить друг другу. То, что в культуре одного народа воспринимается как норма, у другого народа может считаться девиацией (отклонением) или даже преступлением.

При этом существуют культурный, социальный и политический срезы обществ, с которыми взаимосвязаны принципиальные механизмы государственного регулирования, такие как образование, медицина, экономика и промышленность. Для одной страны может быть характерна клиническая медицина, что связано с многолетним опытом, географией проживания и культурой этого народа. В другой стране – упор на диагностический метод, который связан с технологическим мышлением и укладом. В третьей стране может быть совсем иной подход к здоровью, например, в физических заболеваниях могут видеть духовные причины и применять для их лечения особые методы врачевания («изгнание злых духов»). Нередко древний и традиционный тип медицины получает широкую известность далеко за пределами своей родины, как случилось с аюрведой (традиционной индийской медициной), которая теперь считается альтернативной медициной.

Аналогично каждая сфера жизнедеятельности человека через призму этнопсихологии обретает особые вариации, тонкости и специфику. Употребление в пищу животных в одном регионе может быть жизненно необходимым (например, на Чукотке), тогда как в южных странах подобная практика может не вписываться в мировоззрение проживающих там людей и осуждаться доминирующим общественным мнением (как правило, это страны в регионах, где распространены индуизм и буддизм).

Если брать политические системы, можно обнаружить огромную разницу между разными странами и народами, хотя формально они могут следовать одной модели. Если общество в США, основываясь на принципах демократии, имеет и этнические особенности (в основном, разделяется на белых, афроамериканцев и латиноамериканцев, но также подразделяется по странам происхождения граждан – Ирландия, Польша и пр.), то в Индии существует демократия иного типа – помимо многочисленного деления на этносы и языки, что закреплено в Конституции этой страны, там с давних времен существует кастовая система. И хотя официально в Индии запрещено акцентировать разделение на варны (сословия), продолжают сохраняться правило заключения браков в рамках одной касты, а также социальное и политическое деление.

Этнопсихологическое мышление глубоко затрагивает и структуры повседневного обихода. Приветствие, жесты, обращение к другим людям, знаки внимания и благодарности – все они имеют очень широкий смысл, забытый нашими современниками и интерпретируемый в иной смысловой парадигме. Так, обычное выражение благодарности в русском языке «спасибо» – это сокращение от двух слов «Спаси Боже», а множество крылатых выражений связано с бытовыми нуждами и анахронизмами (пережитками старины).

Мифы, народные сказания, эпос и сказки часто объясняют происхождение многих символов и ритуалов, а также отношение к каким-либо действиям, вещам и феноменам. Иногда они имеют доисторическое происхождение, и при глубоком изучении можно проследить структурные преобразования в обществе (например, переход от матриархата к патриархату), а также найти привнесенные элементы (например, известная сказка А. С. Пушкина про царя Салтана имеет персидское происхождение, где в первоначальной версии сестры были женами, и две старшие ревновали общего мужа к младшей жене, что характерно для мусульманского полигамного общества).

Нередкими были и общие мотивы, примерами которых являются героические персонажи (Иванушка-дурачок у славян и «паршивый плешивец» у тюркских народов) или эпизоды с числом 12, часто связываемые с астрологическим контекстом (12 подвигов Геракла, 12 рыцарей у короля Артура и пр.). А за образами зла можно обнаружить исторические события, связанные с экспансией одних племен, что неизбежно приводило к конфликтам с их соседями – другими племенами, «демонизировавшими» захватчиков в своих устных или письменных сказаниях.

Религия также накладывала свою печать на народные традиции. В некоторых этносах на протяжении столетий сохранялись основы первоначальных воззрений, а в иных старые религии сменялись новыми, давая импульс к социально-политическим изменениям.

Методы распространения религии также производят определенный эффект на культуры народов. В частности, ислам распространялся на евразийском континенте в основном в процессе военных походов мусульманских правителей. В тихоокеанский же регион это вероучение проникло через торговцев, поэтому там несколько иное культурно-историческое отношение к этой религии.

Некоторые народы бережно хранят свои верования на протяжении тысячелетий и не открывают своих тайн чужеземцам. Так, индуизм существует только для индусов, а в зороастризме прозелитизм (стремление обратить в свою веру других людей) практически невозможен по социальным причинам. Священная книга мусульман Коран написана на арабском языке, и в ней неявно заложены как общая семитская лингвистическая культура, так и элементы кочевого бедуинского мировоззрения.

Визуальная народная культура – каллиграфия, скульптура, изобразительное искусство, зодчество, а также предметы домашнего обихода и одежда – всегда заряжена сакральной этнической семиотикой (знаковой системой), которая указывает на отношение к времени и пространству, социальный статус и принадлежность к определенному сословию, клану (региону), передает психологические установки, связанные с реакцией на рождение, жизнь, смерть, вечность и другие категории философии.

Поэтому этнопсихология – комплексная наука, в которой сочетаются социология, история, антропология, фольклор и эпос, география и страноведение, филология и лингвистика, религиоведение, философия и геополитика. В данной работе будет осуществлена попытка целостного описания этой науки на основе имеющегося опыта и знаний, с указанием недостатков методологии, по крайней мере, в российском сегменте этой дисциплины.


С этой книгой читают
Книга, написанная известным евразийцем, главным редактором портала «Геополитика. Ру» Леонидом Савиным, посвящена трансформации войны – от теории и доктринальных документов до конкретных методов ее ведения, разработки новых стратегий обороны и безопасности, а также перспективных технологий. Поскольку США является наиболее могущественной в военном отношении страной и постоянно пополняет свой опыт на полях сражений и в политических манипуляциях, осн
В монографии рассматривается широкий спектр конфликтов и политического лоббирования, социального инжиниринга и геоэкономики до медиа пропаганды, гражданских бунтов и актов терроризма, объединенных под общей концепцией коучинг войны.Рассмотрены случаи организации государственного переворота на Украине в 2014 г. с использованием технологии роения для уличных беспорядков и финансирования неправительственных организаций; манипуляций этническими групп
Книга посвящена весьма эффективным элементам ведения войны в наши дни – действиям в киберпространстве. Войны «традиционных форматов» затратны, сопровождаются риском боевых потерь, встречают критику не только со стороны других стран, но и большинства граждан государства – инициатора конфликта. В отличие от них кибервойна – это не только применение Интернета с целью нанесения урона противнику, это использование коммуникаций, систем командования и у
Новая книга немецкого историка и теоретика культурной памяти Алейды Ассман полемизирует с все более усиливающейся в последние годы тенденцией, ставящей под сомнение ценность той мемориальной культуры, которая начиная с 1970—1980-х годов стала доминирующим способом работы с прошлым. Поводом для этого усиливающегося «недовольства» стало превращение травматического прошлого в предмет политического и экономического торга. «Индустрия Холокоста», ожест
Таможенные органы Российской Федерации, с момента начала их создания до сегодняшнего дня, прошли нелёгкий путь развития. На протяжении всего пути, им приходилось переживать множество реформаций, изменений и адаптаций к различным внутренним и внешним политическим и экономическим факторам. В связи с частыми и резкими перепадами экономического климата в мире, приоритет задач таможенной службы постоянно меняется, как и выбор методов их выполнения. За
В своем новаторском исследовании автор показывает, что культ вождя народа, известный нам по фигурам Ленина и Сталина, зародился не в советское время, а весной и летом 1917 года. «Первая любовь революции» Александр Керенский стал первым носителем и отчасти изобретателем этого культа. Традиция монархической культуры не исчезла бесследно. Обогатившись традицией почитания партийных вождей, она возродилась в новом образе уникального вождя революционно
Սույն աշխատության մեջ ներկայացվում են լեզվաբանների ձեռքբերումները` շարահարությամբ կապակցված բարդ նախադասությունների ուսումնասիրության գործում.
Возможно, их брак с самого начала был обречен.Работа у Джорджи Маккул, телевизионного сценариста, стоит на первом месте. А семья… семьей занимается ее муж Нил. Ради любви к Джорджи он пожертвовал своей карьерой и остался в ненавистной ему Калифорнии…Это Рождество они собирались провести в Омахе, на родине Нила. За два дня до отъезда Джорджи сообщает мужу, что не сможет поехать, поскольку ей выпадает редкий шанс сделать сценарий собственного шоу,
В 2011 году дебютный роман английской актрисы Сары Уинман «Когда бог был кроликом» стал настоящей сенсацией. Эта «безукоризненно точная и хватающая за душу, в равной мере комичная и трагичная» история была переведена на несколько десятков языков и разошлась по всему миру многомиллионным тиражом. Второй книги Уинман пришлось ждать четыре года – и ожидания оправдались в полной мере. Итак, познакомьтесь с Дивнией Лад. Ей 89 лет, и всю жизнь она жила
Лика, которую злобный отчим выгнал на улицу в лютый мороз, случайно попадает в старинную лавку. Там она получает стеклянный шар с заснеженным домиком внутри. Чуть позже девушка неожиданно узнаёт, что в домике кое-кто живёт. Кое-кто жутковатый, но очень привлекательный. К нему можно зайти в гости, вот только сам он почему-то не может покинуть шар. Кто запер его там? За какие грехи? И почему хозяйка лавки так настойчиво просила ни при каких обстоят
Темны и опасны дороги Аталийской империи. Непросто жить здесь обычному человеку. Лишь маги без страха выходят за порог, когда на города и веси спускается ночь. Но есть тот, кого боятся даже они. И это он, мастер клана Адэр, единственный на всю империю темный даян. И простой люд, и светлые маги обходят его стороной. Так почему же Ляна рядом с ним? А потому что он - ее лучшая защита от претензий родни. Девушке нужен только год, чтобы больше ни от к