Илья Мечников - Этюды о природе человека

Этюды о природе человека
Название: Этюды о природе человека
Автор:
Жанры: Анатомия и физиология | Медицина
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Этюды о природе человека"

Вопросы старости и смерти всегда занимали важное место в исследованиях Мечникова. В своем труде «Этюды о природе человека» известный биолог в простой и изящной форме рассказывает о жизни и смерти живых существ, о строении тела человека и возможных причинах старения, о достоинствах, недостатках и «дисгармониях» человеческого организма и о возможностях, которые изначально в нем заложены и должны помогать бороться со старостью, словно с любой другой болезнью.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Бесплатно читать онлайн Этюды о природе человека


Илья Мечников

Этюды о природе человека

Серия «Эксклюзив: Русская классика»


© ООО «Издательство АСТ», 2024

* * *

Посвящаю эту книгу моей жене.

Ил. Мечников

Предисловие к пятому изданию

Более двенадцати лет прошло со времени появления первого издания этой книги.

Много новых фактов было открыто за это время; не было недостатка и в возражениях против моих идей; тем не менее, вновь добытые сведения, в общем, вполне подтвердили их.

Высказанные возражения основаны скорее на недоразумениях, чем на прочно установленных фактах.

В пример могу привести возражение Чарлза Седжвика-Минота, профессора сравнительной анатомии в медицинской школе Гарварда, в Бостоне.

Он не признает основной идеи моей книги «о дисгармониях человеческой природы», а именно дисгармоний, вытекающих из чрезмерного развития наших толстых кишок, что я считаю не только бесполезным, но даже существенно вредным и могущим содействовать укорочению нашей жизни.

В своей популярной брошюре «О современных задачах биологии» Минот настаивает на том, что старость и смерть – удел не одних существ, снабженных толстыми кишками, но и таких, у которых вовсе нет последних. Кто же когда бы то ни было отстаивал обратное?

В предшествующих изданиях этой книги, так же как и в моих «Этюдах оптимизма», я рассматривал несколько примеров естественной смерти у животных, не имеющих и следа толстых кишок (поденки и коловратки).

Недоразумение, в которое впадает мой противник, сводится просто к тому, что я приписываю микробам наших толстых кишок возможность вызывать преждевременную старость и смерть, нисколько не считая их причиной старости и смерти.

Но так как в роде человеческом старость всегда преждевременна точно так же, как и смерть, то и соображения мои относительно толстых кишок и кишечных микробов сохраняют все свое значение, особенно ввиду многочисленных новых фактов, окончательно установленных со времени появления первого издания этого сочинения.

Чтобы бросить общий взгляд на современное положение вопроса, советую читателю прочесть следующее извлечение из моей беседы по поводу 70-летнего дня моего рождения, 3 мая 1913 года: «уже в самые отдаленные времена было сказано царем Давидом, что 70 лет – предел жизни человека. – Более сильные люди достигают 80 лет; далее этого – один труд и страдания».

С тех пор 70 лет считались нормальным пределом человеческой жизни. И действительно, было точно установлено и часто подтверждалось, что наибольшая смертность выпадает на 70–71 год (не включая первых лет детского возраста). <…>

Я должен почитать за особое, не всем доступное счастье, что достиг этой вершины.

Долговечность часто считают наследственной.

Так, знаменитый Листер, открывший антисептику, достиг 85-летнего возраста, – он принадлежал к долговечной семье. Отец его умер 83 лет, а дед – в 93 года.

Я не принадлежу к разряду долговечных семей. Мои деды, родители, братья и сестра – все умерли, не достигнув моего настоящего возраста. <…>

Свою долговечность я приписываю тем гигиеническим правилам, которым следую в течение уже многих лет[1]. Правила эти основаны на убеждении во вредном влиянии нашей кишечной флоры.

Существует распространенная идея, будто микробы нашего кишечника находятся в симбиозе с нашим организмом; однако я полагаю обратное. Я думаю, что мы вскармливаем большое количество вредных микробов, укорачивающих нашу жизнь и вызывающих преждевременную и мучительную старость.

К аргументам, основанным на изучении кишечной флоры, можно прибавить довод злобы дня.

В течение этой бесконечной войны ежедневно приходится наблюдать заражение ран бациллами Уэлша (perfringens), стрептококками и другими микробами из содержимого кишок. Следовательно, микробы эти вовсе не безвредные сожители наши, а, напротив, агенты болезней и смерти.

Убежденный во вреде нашей кишечной флоры, я уже более 18 лет веду над самим собой опыты борьбы с ее пагубным влиянием. Я воздерживаюсь от всякой сырой пищи и, сверх того, ввожу в свой обиход молочнокислые микробы, мешающие загниванию в кишках.

Само собою разумеется, что это лишь первый шаг в преследуемой мною задаче.

Помимо гнилостных бактерий, наша кишечная флора переполнена другими вредными для нас микробами. Я имею в виду бактерии, выделяющие масляную кислоту – яд, всего более разрушающий наши самые ценные органы. Изучение способов борьбы с этими микробами было прервано вследствие войны, повлекшей уничтожение опытных животных.

Но уже с самого начала моих исследований я убедился в том, что размножение маслянокислых бацилл не зависит исключительно от свойства пищи.

При совершенно одинаковом режиме у некоторых обезьян очень много этих микробов, в то время как у других особей того же вида – их вовсе нет. Эти исследования убедили меня в том, что кишечная флора получает определенное направление тотчас после отнятия от груди матери.

Поэтому, чтобы установить хорошую кишечную флору, надо с самого раннего детства засевать кишки полезными микробами и удалять вредные.

Следовало бы делать в детских приютах опыты в этом направлении, а также и в обезьянниках, где необходимо заняться выращиванием обезьян.

С другой стороны – в приютах для стариков – можно было бы изучать режимы, способствующие нормальной старости и наибольшей долговечности.

В настоящее время приходится считать себя счастливым, когда в 70 лет еще в состоянии продолжать выполнение своих жизненных задач; в будущем этот предел, конечно, значительно отодвинется.

Но для достижения этого результата потребуется еще продолжительная научная работа.

Наряду с исследованиями кишечной флоры как причины преждевременной старости с ее сосудистыми, нервными и другими поражениями, – научной макробиотике, которая должна быть почти целиком создана, придется изучать старческие болезни; между ними первенствующее место занимают воспаления легких и злокачественные опухоли.

Основой новых исследований должна служить идея, усвоенная нашим институтом и так удачно защищаемая Боррелем относительно внешнего происхождения раков.

Прежде всего следует производить наблюдения в приютах для престарелых.

Если микроб рака действительно существует, то режим стерильной пищи и чистота кожи должны предохранять людей от гибельного влияния этого микроба.

Рациональная макробиотика – наука будущего. В ожидании ее прикладных результатов можно довольствоваться нормальной жизнью в 70 лет. К счастью, уже в этом возрасте, по крайней мере у некоторых индивидуумов с укороченным циклом жизни (к числу которых принадлежу я сам), инстинктивный страх смерти начинает сглаживаться и уступать место удовлетворению уже прожитой жизнью и потребности небытия.

Здесь мы касаемся одной из самых великих задач, занимающих человечество с отдаленнейших времен.


С этой книгой читают
Илья Ильич Мечников – известный российский ученый, биолог, бактериолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины, академик.Мечников верил, что с помощью науки и культуры человек способен преодолеть противоречия человеческой природы, обеспечить себе счастливое существование, основанное на ощущении полноты жизни во всех ее проявлениях, и, при
Илья Мечников – русский биолог, великий ученый, получивший Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Один из основоположников сравнительной патологии и отечественной микробиологии, иммунологии, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета.В предлагаемое издание вошли не только статьи ученого, в которых он рассказывает о своей врачебной практике, но и статьи, посвященные проблеме поиска смысла человеческой жизни. По мнению ученого, главная
Илья Мечников – лауреат Нобелевской премии области физиологии и медицины 1908-го года.Ему удалось развить в нашей стране такие науки, как зоология, эмбриология, иммунология, физиология и патология. Благодаря его открытиям мы стали жить лучше и дольше! Раньше 50-летние люди считались стариками. А сейчас этот возраст – самый расцвет жизни. И это еще не предел. Илья Мечников был уверен, что люди обязательно будут жить до 150 лет. И искал «эликсир бе
Илья Мечников – русский биолог, великолепный ученый, получивший Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Один из основоположников сравнительной патологии и отечественной микробиологии, иммунологии, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета.В эту книгу вошли его широко известные произведения – «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма».
Почему наше тело так любит жир и почему мы его ненавидим?Сильвиа Тара раскрывает истинное значение жира для нашего организма. Именно жир воздействует на половое созревание, активизирует репродуктивную и иммунную системы и даже влияет на размер мозга. «Правильный жир» расскажет, как жир формирует аппетит и силу воли, как он защищается, когда на него нападают.Пора пересмотреть свои устаревшие взгляды на эту важную часть нашего организма и начать ра
Бестселлер «Что скрывает кожа» – в формате CrossReads!Крупнейший орган – человеческая кожа – способен на удивительные вещи. Это в буквальном смысле антенна, способная обмениваться сигналами с окружающей средой, и одновременно место обитания всевозможных бактерий, грибков и паразитов. В обзоре мы собрали самые интересные факты из популярного издания Йаэль Адлер, которые помогут за короткое время узнать свой организм.Знакомьтесь с ключевыми идеями
Бестселлер «Viva la vagina» теперь в формате CrossReads!Точка G, эффективные позы для достижения оргазма и болезни половой сферы – обо всем этом коротко, ясно и с юмором вы узнаете из нашего саммари популярной книги «Viva la vagina».Молодые норвежские врачи Нина Брокманн и Эллен Даль разоблачают главные мифы о женском здоровье так задорно и убедительно, что книгой зачитываются не только женщины, но и мужчины. Отбросьте стеснение и узнайте, как на
Билл Шутт, зоолог, научный сотрудник Американского музея естественной истории и почетный профессор биологии Университета Лонг-Айленда (кампус LIU Post), рассказывает естественную историю сердца человека и других животных – захватывающую историю эволюции и научного прогресса. Книга состоит из трех частей и начинается с обзора животного мира, помогающего разобраться в анатомии сердца, его функциях и эволюции. Шутт раскрывает секреты сердец насекомы
«В этом стыдно признаваться, но я жру по вечерам. Именно жру, так как под руку попадается самое калорийное: сладости, колбаса, мясо, хлеб с майонезом. Очень часто прихожу в себя, когда уже что-то запихала в рот. Но и тогда остановиться не могу». В этой книге будут рассмотрены наиболее типичные причины вечернего и ночного жора: голод, диеты, питание высокоуглеводной пищей, психологический голод и компульсивное переедание, привычка есть быстро и не
Сборник стихов самой разнонаправленной мысли. Философия и религия, простая лирика и с печатью любви.Мыслью оплетается мгновенье,На бумагу слог простой ложится…И немного прозы.С искренним уважением к читателям – Алексей Умнов, или просто Алёша.
Как душа обретает свои крылья. Процесс трансформации человека и осознание своей Божественной сути. Полет души над запрограммированным событийным рядом, вот мечта каждого, осознающего свой путь, и мало того, каждый стремиться выйти из этого и начать самостоятельно создавать свой мир. Вот тут-то и начинается сказка, создание, творение.
Книга представляет собой глубокий анализ размышлений про жизнь, в котором автор исследует тему времени и его воздействия на развитие сюжета. Основная идея заключается в том, что временной аспект играет ключевую роль в формировании сюжета и образов произведения, и что понимание этой динамики позволяет читателю более глубоко воспринимать произведение и его авторский замысел. Автор также обращает внимание на то, какие техники использованы писателем