…Счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним… человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив.
Л. Н. Толстой. Отрочество
1
Айдану только что привезли с операции. Две другие соседки по палате, зная ситуацию, старались не дать ей заснуть. В эти минуты в приоткрытую дверь вошла вновь определившаяся на лечение женщина, как четвёртая на свободную кровать.
Ситуация стала интереснее, и наркоз Айдану стал отпускать. Новая больная была заметно старше Айданы и другой соседки – Эллы, но где-то на уровне возраста последней в палате, страдающей от онкологии женщины – Алевтины. Обе пенсионного периода жизни. Появившаяся дама действительно была интересна своим внешним видом: с внимательным взглядом, спокойная, вежливая, с хорошей фигурой для своего возраста. Себя сразу назвала по имени и отчеству – Мария Николаевна. И других попросила назвать полные имена. При этом завела разговор о предстоящем операционном испытании: как сложно, как страшно и какие особенности состояния после… В дальнейшем о себе рассказывать не любила, но проявила заметную начитанность и смелость в оценке текущих разных обстоятельств жизни в больнице.
Айдана, как свежий образец бесконечного потока женских страданий в этом учреждении, оказалась в центре разговора. Ей потребовались некоторые меры по уходу как за лежачим больным, так как несколько часов после таких операций в торакальном отделении онкобольницы не рекомендовалось вставать. А поговорить было о чём. После первой мысли Айданы об удачно прошедшей операции, появилось осознание пустоты на грудной клетке справа. Было грустно это осознавать. Нет, истерик здесь никто уже не устраивал, хотя тихие слёзы у совсем молодых женщин наблюдали. На бурные проявления своих чувств уже сил не хватало. Каждая женщина прошла свой путь душевного выматывания, но, по сути, почти одни и те же пункты посещения.
Начиналось всё с лёгких собственных подозрений и строгих наставлений гинеколога – спешить на маммографию. Тогда ещё теплится надежда, что новообразование сочтут качественным. Надежду уничтожает пункция сомнительного участка тела. Диагноз становится окончательно ясен при подписании документа с решением консилиума врачей-маммологов о необходимости операции. Личное согласие пациентки на это – обязательно. Объявление решения консилиума никого в шок уже не приводит. Направление на операцию воспринимается как дорога судьбы.
Начинается полоса сдачи анализов, посещения известных технических кабинетов для рентгена, электрокардиограммы, эхокардиоскопии, а позже и прочие просвечивания организма во имя своевременного выявления возможных метастазов.
До операции, в первоначальный период, жизнь продолжается в переживаниях, но без всяких ощущений физического нездоровья. Только мысли бродят разные. Плохие хочется отталкивать.
Ведь постоянно «льётся» информация о положительных результатах лечения. Нужен только оптимистический настрой и, конечно, ранняя диагностика. Так в основном все и рассуждают, кроме наиболее пожилых людей, которых невольно посещают экзистенциальные мысли – переоценка всего окружающего. Анализируются все результаты прошлых лет жизни, взаимоотношения с родными, друзьями, сослуживцами. Предполагаются неотложные дела на ближайшее время.
И большинство задаёт себе и врачам вопросы: «За что мне это всё? Ведь ничем не злоупотребляла!» или «Ни у кого в семье таких заболеваний не было, так почему вдруг у меня?»
Но лечение начинается.
2
Айдане оптимизма было не занимать. Она уже улыбалась и разматывала свои ноги от специальных одноразовых бинтов. Варикозные ноги на период операции предохраняют. Через пару дней наехали к ней дети и другие родственники. Число пакетов и прочих сумок было не счесть, в том числе появился ноутбук и диски с кинофильмами. Неунывающая Айдана не скучала и заботливо угощала всех в комнате разнообразием своих продуктовых запасов. По всему было видно, что она хороший педагог младших классов, о чём в разговорах как-то упоминалось.
Элла и Алевтина заканчивали пребывание в больнице. Элла уже прошла самое трудное и считалась выздоравливающей. Её беспокоила рука на оперированной стороне, движение которой стало заметно ограниченно. Элла, по своей жизнедеятельности, ездила на машине. Управление рулём ставилось под вопрос. Но в лице мужа она, похоже, имела хорошую опору. В установленные часы посещения больных их встречи были радостными, с неизменным звуком поцелуя.
А у Алевтины процесс не двигался из-за колебания давления крови, и она устала от ожиданий команды на операцию. Операции совершались каждый рабочий день. Очередных больных накануне соответственно подготавливали нужными процедурами. Отсылали в местную аптеку за покупкой некоторых недостающих в больнице специальных материалов: пелёнок, стерильных повязок пластырного типа, спецбинтов для ног.