З. Фрейд, У. Макдауголл, Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скриннер, Н. Бернштейн, И. Павлов, П. Анохин, Е. Соколов, А. Леонтьев, К. Левин, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, Г. Мюррей, Д. Аткинсон, Л. Фестингер, Ю. Роттер создали самобытные теории мотивации. Каждая из этих теорий по-своему действенна. Но наука – это не застывшая схема, а вечно живой организм. Призовём на помощь философию. Попробуем извлечь все самое ценное из такой парной категории диалектики как содержание – форма. Зададимся вопросом, что для человеческого поведения является формой, и может ли эта форма влиять на содержание.
Наука занимается исследованием вещей неочевидных. Если поведение человека очевидно, то виды детерминизма его поведения неочевидны. Современный уровень знания характеризуется биопсихическим и социопсихическим детерминизмом поведения. Я предпринимаю попытку проникнуть в тайну природы. Не изобрела ли природа ещё какую-нибудь разновидность детерминизма поведения человека?
Глава 1. Современные представления об использовании человеком подходов, жизненных принципов, методов, приемов
Нельзя сказать, что ученые не обращались к идее использования подходов, принципов, методов, приемов. Научные знания стало добывать намного труднее. Одного воображения уже было недостаточно. Нужна была организация научной работы: постановка проблемы. Научный поиск, выбор стратегии и тактики исследований, выбор способа действий. Науке нужен был свой режиссер, свой тренер. А так как главенствующим считался метод, то и науку окрестили методологией. Метод, который изучала эвристика, превратился в методологию. Итак, методология – в девичестве эвристика – приносит наукам ощутимую пользу. А человеку?
Известно, что человек использует в своей жизни подходы, жизненные принципы, методы, приемы. Каковы же представления об этом? Согласно современным представлениям использование человеком подходов, жизненных принципов, методов, приемов бывает и спорадическим, и неосознанным, и осознанным, и случайным, и спланированным. Согласно современным представлениям использование подходов, жизненных принципов, методов, приемов не носит тотальный характер. Но верны ли эти представления? Хотя известно, что человек использует в своей жизни подходы, жизненные принципы, методы, приемы, однако эта проблема до сих пор недостаточно исследована. Существующие знания о подходах, жизненных принципах, методах и приемах являются поверхностными. Факт использования человеком подходов, жизненных принципов, методов, приемов не увязывается с идеей – существованием закономерности использования человеком подходов, жизненных принципов, методов, приемов. Этот вывод является не более, чем гипотезой. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу нужно провести исследование. Именно такое исследование я представляю вашему вниманию.
Глава 2. Роль эвристик в жизни человека
Эвристику связывают с системой словесного обучения Сократа. Свой метод Сократ сравнивал с повивальным искусством, называя его майевтикой. Термин эвристика ввел в III в.н.э. древнегреческий математик Папп Александрийский. Методы, отличные от логического он объединил под условным названием «эвристика».
Проблема эвристики многоплановая и многоуровневая. Под эвристикой стали понимать:
1.Специальные методы решения задач.
2. Организацию процесса продуктивного творческого мышления.
3. Способ написания программ.
4. Науку, изучающую эвристическую деятельность.
5. Специальные методы обучения [1, с. 327].
Данное исследование посвящено эвристике в контексте организации процесса продуктивного творческого мышления. Основной задачей эвристики является познание закономерностей продуктивных процессов на основе психологических особенностей их протекания.
Чтобы легче ориентироваться в усложнившейся обстановке, чтобы решать жизненные проблемы, человечество создало так называемые правила поведения. Такими правилами поведения стали атрибуты поведения – подходы, жизненные принципы, методы, приемы, сформулированные в виде пословиц. Пословицы помогали человеку ориентироваться и успешно функционировать в окружающем мире и плодотворно взаимодействовать с другими людьми. Человек, начавший использовать подходы, жизненные принципы, методы и приемы, стал развивать социально-психологическое и практическое мышление. При внимательном рассмотрении можно заметить, что подходы, жизненные принципы, методы, приемы являются атрибутами поведения, с одной стороны, и эвристиками, с другой стороны. Жизнь – это нестандартная задача. Не шаблоны, а вероятность характерна для жизни. Ключом к решению нестандартных жизненных задач служат эвристики.
Исследователям фольклора известно, что для каждой пословицы можно подыскать парную, рекомендующую ровно наоборот. Пословицы и поговорки противоречат друг другу. В этом собственно и состоит народная мудрость. В одной ситуации мудрость состоит в том, чтобы последовать совету «семь раз отмерь, один раз отрежь», в другой ситуации – «смелость города берет». Истина – это то, что может быть найдено при помощи эвристик (подходов, жизненных принципов, методов, приемов), но не сами они.
Одной из самой древней, и в то же время плохо изученной является проблема эвристики. Исследователи шли на ощупь, интуитивно ощущая эвристическую природу подходов, жизненных принципов, методов, приемов.
«В учении о решении задач рассматриваются два типа планов (или операторов): алгоритмы или эвристические приемы. Они отличаются друг от друга наличием или отсутствием гарантии получения правильного результата. Алгоритм – это совокупность правил, которая, если ей следовать, автоматически порождает верное решение. Эвристические приемы больше напоминают эмпирические правила: эти процедуры или описания, которыми относительно легко пользоваться и ценность которых оправдывается предшествующим опытом решения задач. Однако в отличие от алгоритмов эвристические приемы не гарантируют успеха. Для многих из наиболее сложных и наиболее интересных задач алгоритмы решения не найдены, а в некоторых случаях даже известно, что они не существуют. В таких случаях приходится прибегать к эвристическим приемам» [2, с. 327].
Обращаясь к процессу решения жизненных задач, известный психолог К. Дункер также указывает на огромную роль эвристики: «Настойчивый анализ ситуации, в особенности стремление осмысленно варьировать соответствующие свойства ситуации пол углом зрения цели, должен входить в собственную сущность возникновения решения, находимого мышлением. Такие относительно общие приемы решения мы будем называть «эвристическими методами мышления» [2, с. 265].