Вступление
История происхождения «Кофейного зернышка»
«У меня просто безвыходная ситуация!» – читатель, а вы ведь нередко используете эту фразу, чтобы оправдаться за опоздание на работу, неоплаченный счет за коммуналку или в очередной раз разрушенные отношения.
Позвольте мне кое в чем признаться: уж я-то действительно знаю, что такое безвыходная ситуация – это когда отсиживаешь пожизненное заключение!
Ах да, забыл представиться. Меня зовут Дэймон Уэст, я бывший уголовник, а теперь – законопослушный гражданин и подающий надежды писатель.
Из моей действительно безвыходной ситуации меня вытащила философия кофейного зернышка. Летом 2009 года в окружной тюрьме Далласа я ожидал перевода в техасскую тюрьму строгого режима для отбывания пожизненного заключения за организацию преступной группировки. Ужас неизвестности разъедал меня изнутри. До конца жизни ничего хорошего мне уже не светило.
Один заключенный, с которым мы скорешились, поделился со мной своей философской идеей. Он сравнил тюрьму с кипящим котлом и объяснил, что у меня есть три варианта: быть как морковь, которая разваривается и становится мягкой; быть как яйцо, которое, наоборот, твердеет или стать как кофейное зернышко, которое превращает воду в кофе. Приятель таким образом намекнул, что сила находится внутри меня: надо не растворяться в окружающем мире, не обороняться от него, а менять его под себя. И я почему‑то ему поверил.
Этот простой урок о том, что преобразование мира вокруг начинается изнутри отдельного человека, перевернул мое мировоззрение. Я стал использовать простую философию кофейного зернышка, чтобы превратить тюрьму строгого режима в кофейник с ароматным напитком.
Концепция лидерства‑служения, следуя которой я ставил интересы всех окружающих заключенных выше собственных, позволила мне так сильно изменить тюремную культуру к лучшему, что комиссия по условно‑досрочному освобождению выпустила меня из тюрьмы в 2015 году с поручением найти в обществе еще больше «кофейных зернышек».
Именно этим я и занялся. Начал рассказывать о философии кофейных зернышек по всему юго‑востоку Техаса. Мне особенно хотелось поделиться этой идеей с футбольными командами колледжей, потому что я сам когда‑то играл в футбол. Чувствовал, что моя история может особенным образом подействовать именно на студентов‑спортсменов. Но возможности это сделать не представлялось, и я продолжал выступать при каждом удобном случае, делился своей философией с каждым, кто готов был меня выслушать.
В январе 2017 года в Хьюстоне, штат Техас, мне наконец‑то представился шанс осуществить свою идею фикс. Друг пригласил меня на церемонию вручения премии Bear Bryant Coach of the Year, на которой награждали лучших футбольных тренеров колледжей в Америке. В тот вечер на арене Toyota Center я чувствовал себя не в своей тарелке: хотя мне и удалось по очереди пообщаться с каждым главным тренером и, запинаясь, рассказать им свою еще не до конца отшлифованную идею, но они отклонили мое предложение. За час я успел получить отказ от всех присутствующих на церемонии тренеров, кроме одного.
Я сидел в дальнем углу Toyota Center, зализывая раны и жалея себя. Голос в моей голове повторял: «Иди домой. Брось все это. Последний тренер скажет тебе то же, что и все остальные».
Но я не мог просто так сдаться – кофейные зернышки на это не способны. Поэтому стал разыскивать оставшегося тренера по всему залу, пока наконец не оказался с ним лицом к лицу. Дабо Суинни – один из самых молодых главных тренеров в стране, выслушал мою речь и спросил, есть ли у меня при себе визитка. Я отдал ему свою карточку, и он поспешил уйти.