Философский вердикт №1. Побег из Шоушенка
Пожалуй, мы зададимся основным философским вопросом в отношении любого фильма – Что хотели сказать зрителю создатели фильма?
Ответ на данный философский вопрос в отношении этой киноработы, как ни странно, находится в названии фильма «Побег…». Ведь если присмотреться, то можно заметить, что каждый герой фильма бежит от чего-то или кого-то: например, Брукс от свободы, Энди от несправедливости, Ред от вины, Нортон от бедности, Томми от взросления (от ответственности). Все они являются жертвами такого пространства, как Шоушенк, из которого герои хотят выбраться в лучший мир – за пределы настоящей реальности, в которой они оказались. Каждый из них проживает экзистенциальный крах, «встретившись» с Шоушенком, но не каждый из них выходит живым после личного апокалипсиса иллюзий, потому что до попадания в тюрьму у каждого героя были свои иллюзии в отношении реальности, в которой они жили до этого момента и в которую они попали. Эти иллюзии разрушаются в Шоушенке, у которого нет человеческого лица. Одним словом – Побег из Шоушенка – это фильм краха иллюзий и обретения надежды на изменение в человеке худших качеств на лучшие добродетели.
Философский вердикт №2. Матрица
Матрица – больше, чем фильм по одной простой причине – фильм вскрывает корневую проблему общества. Проблема ролей в обществе. Герои этой киноэпопеи являются заложниками своих ролей, которые определяют поступки героев. Основная идея в том, что роль – то, от чего нужно избавиться, чтобы освободиться от начертанной судьбы. Однако платой за свободу становится смерть. Причём речь идёт не только о физической смерти (как в случае Нео), но и о символической смерти (например, Морфеус). Посыл фильма в том, что тот, кто теряет своё Я, обретает новое восприятие действительности, чтобы, в конечном счёте, познать смысл происходящих событий. Зачем же героям нужен смысл? Для того чтобы принять хаос во вселенной Матрицы, потому что смысл структурирует хаос, образуя «понятность». Ведь функция роли – это понятная система действий, чтобы достигнуть некой цели. И каждый герой достигает этой цели, но не потому, что она существует в реальности, а потому, что вопреки противоречиям и фантазиям она должна быть там – в матрице и вне её. Герои хотят найти цель, и она обнаруживается. Герои хотят достигнуть цели, и они достигают её, потому что Роль, как симулякр, пуста. Роль не подчинена никакому физическому закону, поэтому она, как пластилин, подстраивается под героя, а герой под неё. Фильм о разрушительной силе любой роли в обществе.
Философский вердикт №3. Бойцовский клуб
Само собой можно подумать, что фильм о человеке, который страдает от диссоциативного расстройства. Так сказать о том, куда человека может довести собственное безумие. Однако фильм показывает куда более скрытую проблему, поднятую режиссёром Дэвидом Финчером. Фильм иллюстрирует общественный конфликт внутри героя, который заключается в том, что идеальное представление главного героя о самом себе не совпадает с его реальным представлением. Поэтому для главного героя единственным способом достичь желаемого образа – это стать тем его идеалом, тем бунтарём против системы вопреки другим характеристикам, которым он обладает, то есть слиться с Альтер-эго – с Тайлером. Но как мы знаем, что слияния не произошло. Причина в том, что мы никогда не воплотимся в свой идеал, потому что человек куда сложнее, чем упрощённая идеальная желаемая версия себя. Мы мыслим о себе в очень простых категориях и не учитываем многообразия нашей психической жизни. Другими словами, главный герой без определённого имени не укладывается в рамки своего идеала. Он сам есть для себя идеал, который он хочет уничтожить, а Тайлер является инструментом для умерщвления-упрощения себя. Фильм о смерти своего Эго и драматическом поиске себя в себе.
Философский вердикт №4. Весна, лето, осень, зима и снова весна
Фильм именитого режиссёра Ким Ки Дука, как может показаться, не о бесконечном цикле сансары (или о цепочке повторяющихся событий), а о рецепте разрушения этого цикла. Как же тогда мы можем спастись от этого цикла? Ответ, который предлагается фильмом, является одновременно освобождающим и безнадёжным – никак. Что же тогда делать? Как выбраться из этого колеса? Изменить отношение к тому, что с нами происходит. Очевидно, что герои привыкли к этому циклу. Они привыкли к Весне, как олицетворению надежды. Они привыкли к лету, как олицетворению любви. Они привыкли к Осени, как олицетворению раздумья. Они привыкли к Зиме, как олицетворению смерти, которая заканчивается появлением надежды, потому что за зимой следует снова весна. Привычка – вот проблема цикла. Тогда снова повторюсь – как выбраться из этого капкана? И снова ответ тот же – никак. Единственным выходом может быть не только изменение отношения к событиям в нашей жизни и других, но последнее действие, которое человек может совершить, как сделал учитель. Речь идёт об уничтожении любых привязанностей, к которым человек привык, как наркоман, иначе цикл будет повторяться и повторяться, снова и снова. В любом случае за нами остаётся выбор, который определит судьбу наших будущих перерождений.
Философский вердикт №5. Солярис
Версию Стивена Содерберга я бы не хотел сравнивать с версией Тарковского. Я думаю, что у них получились разные экранизации, но не менее гениальные. Однако мы вернёмся к интерпретации смысла фильма после небольшого отступления.
Главный герой находится в поисках смысла своей жизни после страшной трагедии в его жизни, но он встречается со стеной. Он знакомится с трансцендентностью – с Солярисом. Солярис напоминает божество, которое не даёт ответов, но всё же один ответ есть от него. Солярис не даёт прямого ответа, но считает, что все герои должны получить то, чего они большего всего хотят. Но воплощённые желания героев становятся кошмаром для одних и благом для других. Другими словами, нет единого рецепта счастья для всех. Всегда будут те, кто выступают против Рая. Получается, что, по сути, героям и не нужна истина, так как им нужны ощущения. Они хотят быть счастливыми, но не знают, что хотят от жизни, потому что всё упирается в то, что герои не доверяют ни себе и ни Солярису. Герои теряют смысл жизни, но когда находят, то не принимают его, потому что герои, как вечные странники, которые блуждают по кругу в поисках ответов, которые находятся за пределом окружности. Фильм о человеческом пределе, за который невозможно выйти.
Философский вердикт №6. Пи
Как может показаться, фильм Даррена Аронофски о поиске истины, но если приглядеться, то можно понять, что каждый герой не заинтересован в истине, а упорно отстаивает свои заблуждения. Например, Макс верит, что в природе существует некая система, поэтому ищет закономерность в поведении фондовой биржи, а его наставник Сол убеждён, что никакой системы не существует, поэтому перестал заниматься данной проблемой. Ленни же уверен, что Макс может помочь ему найти истинное имя Бога, а Мерси жаждет разбогатеть благодаря гению Макса. И да – соседка думает, что Максу просто-напросто не хватает любви. Даже Дженна не имеет сомнений, что Макс всё знает. Однако после блужданий по лабиринту жизни Максу удалось понять, что он, как и все, упирается в предел возможного и невозможного. Более того, оказывается, нам не нужно выходить за пределы своих заблуждений, так как нам необходимы заблуждения, иначе если мы теряем цель в жизни, то смысл уничтожается. Смысл должен быть в жизни вопреки всему. Смысл в фильме приравнивается к заблуждению. Это одно и то же. Получается, что истина – это бессмысленность. Тот, кто осознал, что всё бессмысленно, то он, по сути, выходит за рамки общественных установок и понимает, что ничего не знает, как и Макс, который в финале фильма отвечает Дженни, что не знает о том, какое будет число после умножения некоторых чисел. Само собой число было числом Пи.