Глобализация на современном этапе развития человечества породила, как известно, множество вызовов, среди которых: масштабность изменений и информационная революция, глобальный рынок, военные конфликты и международный терроризм, бедность, а также глобальный экологический кризис. Самое негативное последствие глобализации – усиление глобального истощения мировых энергетических и минеральных ресурсов, а также антропогенное воздействие на окружающую среду, грозящие благополучию не только будущих поколений людей планеты, но и нынешнего поколения живущих.
Следует согласиться с известным российским исследователем К. Лосевым, отмечающим, что «до ХХ века глобализация была чисто внутренним явлением цивилизации, но после превышения Цивилизацией порога устойчивости окружающей среды на все Цивилизационные процессы стали накладываться экологические ограничения» [17, с. 6].
Альтернативой хаосу глобального экологического кризиса может быть только глобальная экологическая революция – «мирная революция экологии. Ее цели – выживание и благополучие человека. Это революция гуманизма, путь любви и счастья, здоровья и радостей для всей планеты». Так утверждал в экологическом манифесте известный эколог-просветитель и общественный деятель Н. Ф. Реймерс [29, с. 192].
Академик Н. Н. Моисеев считал, что во взаимодействии с окружающей средой Человек нарушил договор с Природой и, приобретя новые знания, люди более отчетливо увидят ту «Роковую черту, которую человечество не имеет право переступать ни при каких обстоятельствах» [19, с. 162].
Таким образом, из всех указанных выше последствий глобализации и ее вызовов вытекает ведущий императив – экологический, т. е. совокупность природоресурсных и энвайроментальных условий, необходимых для выживания человечества в период экономических и социально-политических кризисов.
Сформулировал и ввел в научный оборот понятие «экологический императив» академик Н. Н. Моисеев. Оно означает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах» [21, с. 8]. И этот императив, как закон, требование, безусловный принцип поведения, имеет объективный характер, поскольку «…не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей вида homo sapiens. Но реализация этого отношения зависит от воли человека! Поэтому, утверждал Н. Н. Моисеев, использование термина, аналогичного кантовскому императиву, совершенно неслучайно [20, с. 10].
В настоящее время дальнейшее развитие экологического образования связывают с идеей устойчивого развития, которая предполагает создание принципиально новой модели экологического образования. И хотя английское выражение sustainable development не очень точно переведено на русский язык как «устойчивое развитие», этот термин вошел в научный и практический оборот и получил дальнейшее развитие в последующих международных и отечественных документах и научных трудах.
В конце 1980-х годов Международной комиссией по окружающей среде и развитию была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development). В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) программа действий по реализации концепции устойчивого развития («Повестка 21») одобрена главами большинства стран мира, включая Россию. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития, суть которой состоит в том, чтобы от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, перейти к способности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур (Стратегия ЕЭК ООН…, 2005). В настоящее время образование для устойчивого развития продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуализации образования, а также связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Это подтверждено принятием Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2009).