Андрей Петухов - Генерал Кутепов. Гибель Старой гвардии. 1882–1914

Генерал Кутепов. Гибель Старой гвардии. 1882–1914
Название: Генерал Кутепов. Гибель Старой гвардии. 1882–1914
Автор:
Жанры: Общая история | Военное дело / спецслужбы | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Генерал Кутепов. Гибель Старой гвардии. 1882–1914"

Книга Андрея Петухова «Генерал Кутепов. Гибель Старой гвардии» впервые проливает свет на некоторые тайны судьбы легендарного генерала Белой гвардии.

Образ Кутепова-генерала хорошо известен, а вот каким был Кутепов-гимназист, Кутепов-солдат, Кутепов-юнкер, Кутепов-подпоручик? Каким он был в кругу семьи, среди родных и близких? Об этом и о семье А. П. Кутепова данные печатных изданий предельно скупы.

Опираясь на архивные документы, не известные до сего дня отечественному и зарубежному читателю, автор подробно исследовал период его жизни, когда сформировались характер и мировоззрение яркой исторической личности.

Впервые рассказано о родине генерала, о его семье, о боевом крещении подпоручика Кутепова, о тяжелых буднях на Русско-японской войне. Рассказано о первых боях Великой войны на Юго-Западном фронте и первых тяжелых потерях Старой гвардии в августе–октябре 1914 года.

Бесплатно читать онлайн Генерал Кутепов. Гибель Старой гвардии. 1882–1914


© Петухов А. Ю., 2014

© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2014

* * *

Автор впервые проливает свет на некоторые тайны судьбы легендарного генерала Белой гвардии.

Образ Кутепова-генерала хорошо известен, а вот каким был Кутепов-гимназист, Кутепов-солдат, Кутепов-юнкер, Кутепов-подпоручик?



Книга первая

Генерал Кутепов. Новые факты и документы. Личность. Призвание. Боевое крещение

Пришла пора зажечь свечу

Можно много спорить о роли личности в истории, но нельзя не согласиться с тем, что история без личности немыслима. А история Гражданской войны в нашей стране немыслима без личности Александра Павловича Кутепова.

Немало было написано об этом человеке – и хорошего, и плохого. В глазах одних он был воплощением благородства, другим казался олицетворением жестокости. И хотя и те и другие признавали его незаурядные качества, мало кому удавалось, отбросив эмоции, создать целостный, непротиворечивый портрет этого человека. Это действительно нелегко сделать. Александр Павлович жил в очень тяжелый для нашей страны период. Эти события и сейчас, спустя почти сто лет, воспринимаются многими неоднозначно. Но, видимо, пришло время отбросить эмоции и попытаться по возможности трезво разобраться, кем был генерал Кутепов и что он сделал для России.

Работа Андрея Петухова, на мой взгляд, это достаточно удачная попытка рассказать о жизни Александра Павловича, о его делах и о той роли, которую он сыграл в истории России. Автор проделал огромную работу, собрав уникальные факты из биографии Александра Павловича, отзывы о нем его современников и сослуживцев. Вызывает уважение не только большой объем проведенных архивных исследований, но и попытка быть объективным при оценке столь непростых и неоднозначных событий нашей истории.

Мне самому трудно здесь быть беспристрастным. Для нашей семьи Александр Павлович всегда был воплощением огромного благородства и мужества. В свое время он сказал: «Лучше зажечь маленькую свечку, чем проклинать темноту». Этими словами он руководствовался всю свою жизнь, в меру своих сил стараясь зажигать свечи во тьме смутного времени России. Потом звучало немало проклятий в его адрес. Немало было сознательных попыток исказить или очернить его образ. Но теперь пришла пора оставить проклятия и попытаться зажечь свечу понимания, свечу памяти о настоящем русском офицере – Александре Павловиче Кутепове.

Алексей Павлович КУТЕПОВ

Предисловие автора. Аще бо и пойду посреде сени смерныя, не убоюся зла

Будем не покладая рук работать на Россию, будем всегда помнить о ней, иначе она не простит нам забвения и сама забудет о нас…

А. П. Кутепов

Интерес к теме Белого движения в России носил взрывной характер в конце восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого столетия. На прилавках книжных магазинов появилось немало книг о Гражданской войне, периодические издания, выходившие тогда огромными тиражами, пестрели историческими статьями. Но качество этой литературы было не однородное. От работ подавляющего большинства авторов оставалось досадное ощущение спешки. Многие, вероятно, стремились быть «первыми», используя открывшуюся возможность говорить о «белых пятнах» нашей истории. Обращаться в архивы? Штудировать мемуарную литературу? Искать потомков свидетелей событий?.. На это времени не хватало. Вот и получилось, что «первый» далеко не всегда означает лучший.

История не повторяется в деталях, в подробностях, но исторические параллели разных времен хорошо видны там, где на ход событий влияют яркие личности. Как в будущем избежать ошибок прошлого? Как не допустить новых социальных катаклизмов и войн? Для этого, на наш взгляд, важно понять, что формировало характер и мировоззрение исторической личности…

В годы Гражданской войны в России в ряду имен наиболее загадочных и ярких по праву стоит имя генерала Белой армии Александра Павловича Кутепова.

Советская историография немало потрудилась, создавая образ А. П. Кутепова как беспощадного и жестокого белого генерала-монархиста. Не раз говорилось в его адрес: «палач, вешальщик». При этом даже самые непримиримые недруги генерала Кутепова признавали его личную храбрость, мужество, силу воли, аскетичность и честность.

А многие соратники и единоверцы равнялись на него, отмечая присущие Александру Павловичу истинно рыцарские качества русского офицера – жертвенное отношение к службе, беззаветную любовь к Родине, возвышенные мотивы поступков. Вместе с тем они не скрывали, что в смутное время Гражданской войны, когда брат шел на брата, а сын на отца, с врагом, с бандитами, с мародерами генерал Кутепов поступал по законам военного времени… И жизнь А. П. Кутепова, и его гибель – это судьба воина.

До революции он, не знатного происхождения, – офицер, преданный долгу, верный присяге, хорошо понимавший крестьянскую душу русского солдата. С подчиненными он был строг, требователен и справедлив. Не случайно солдаты-преображенцы называли его «правильный человек». А. П. Кутепов прошел путь от вольноопределяющегося, рядового звания, Архангелогородского резервного батальона до командующего лейб-гвардии Преображенским полком, старейшим в русской гвардии. Примечательно, что перевод подпоручика Кутепова за боевые отличия в лейб-гвардии Преображенский полк утвердил лично государь. Военное начальство уклонилось от самостоятельного решения вопроса в пользу неродовитого армейского офицера, хотя боевые ордена за Русско-японскую войну позволяли им сделать это на законном основании.

А. П. Кутепов не был политиком, недостаточно тонко разбирался в хитросплетениях интриг, творимых военной и штатской верхушкой, предавшей государя. Лишившись идеи самодержавия, он сохранил идею России. Воин, борец, генерал Кутепов привык встречать врага лицом к лицу и чаще всего выходил победителем в честном бою.

С первых дней Белого движения он в рядах контрреволюции. Именем генерала Кутепова неофициально называли занятые его войсками территории. «Кутепия» становилась символом вернувшейся на историческое мгновение прежней России. Долгое время он командовал «цветными» полками, дроздовцами, корниловцами, марковцами и алексеевцами, – сердцем Белой гвардии. Многие соратники желали видеть его на посту главнокомандующего. Волею обстоятельств А. П. Кутепов не однажды в узловых исторических событиях был последней надеждой, последней ставкой Белого движения.

Так в феврале 1917 года полковник Кутепов, будучи в отпуске, оказался в столице. Именно его, мало кому известного командира батальона преображенцев, назначили командовать отрядом с задачей – разгромить «февральскую революцию». Полковник Кутепов явился последним защитником самодержавия в Петрограде и последним командующим лейб-гвардии Преображенским полком.


С этой книгой читают
Гибель русской гвардии в боях 1914 г. имела трагические последствия. В книге А.Ю. Петухова впервые подробно описаны не только отдельные эпизоды, но и все бои гвардии в первый маневренный период Великой войны в августе – декабре 1914 г. Автором рассматриваются малоизвестные эпизоды боевых будней гвардейцев генерал-майора Маннергейма, штабс-капитана Кутепова, подпоручика Тухачевского, делается попытка разобраться, почему верховное командование в пе
Мало кто из мировых величин умудрился заработать столь… запятнанную репутацию. Оно и понятно: в Большой Политике никогда не было и не будет ни Законченных Идеалистов, ни Клинических Идиотов, а лишь Большие Подонки. Таковы ее правила, работать со всеми, кто может обеспечить результат: именно он правит миром. При этом – Талейран – Главный Большой Подонок Большой Политики, в своих расчетах не ошибался и не «делал ставок на дурную лошадь»… Современни
Книга предназначена для развития навыков самостоятельного мышления. Построена на основе анализа материала сказок. Параллельно читатель знакомится с основными вопросами теории познания и некоторыми ключевыми моментами истории философии.Каждая глава заканчивается заданиями, помогающими лучше усвоить рассказанный материал.В книге показывается, как в условиях распада мира традиции возникает философия, очерчиваются границы её применения.Написана языко
Впервые отдельной книгой издается окончание «Истории Русской Церкви» ак. Е. Е. Голубинского, которое не успели издать перед революцией. По словам историка А.В.Карташева: «Пока все здание Истории Церкви Голубинского является незаконченным к великому ущербу нашей науки. Будто средневековый собор с одной недостроенной башней». Издание будет полезно для всех интересующихся историей русского средневекового монашества.
О ком эта книжка? О первой царице на русском престоле? И да и нет. Наша героиня, Анастасия Захарьина-Юрьева, (первая жена Ивана Грозного) интересна как человек.Автор при помощи летописей и научных работ хотел написать портрет прежде всего женщины, защитницы невиновных от царского гнева. Благодетельницы, которую простые люди называли матерью.Те, кто хочет открыть для себя еще одну неизвестную страницу истории, читайте мою новую книжку.
Николая Асеева называют соратником Маяковского. Это верно только отчасти. Он был добрым знакомым Хлебникова, товарищем Пастернака, другом писателей и художников, деятелей русского авангарда. Но главное – Николай Асеев был стихотворцем с собственным уникальным голосом, отличным прозаиком, точным мемуаристом. Таким он и предстает на страницах этой книги, в которой собраны лучшие стихи и поэмы, избранная проза и воспоминания этого замечательного мас
Книга посвящена русскому евгеническому движению 1920-х годов. Первый его этап был занят ознакомлением с кругом проблем и общей ориентации; затем была выработана стратегия исследований. Русская евгеника дала быстрый старт и оформление медицинской генетики в России в первой половине 1930-х годов.Книга дает общий взгляд на русское евгеническое движение и представляет основополагающие евгенические тексты из недоступных ныне изданий.
Айя-я-яй! Дружба с троллем до добра не доведет… Стоило Маше помочь троллю Хуре вернуться в его фэнтезийный мир, как он снова нуждается в ней. Но теперь уже ей придется оказаться в его мире, чтобы вытащить его из довольно неприятной передряги…
Сюжет основан на реальных событиях и повествует о самой обычной неделе, взятой из повседневной жизни самых обыкновенных участковых уполномоченных, несущих круглосуточную службу, непростую, а подчас и опасную, в глубокой российской провинции.