В XX–XXI вв. внимание ученых привлекли грандиозные преобразования общества в результате внедрения новых научных знаний и наукоемких технологий. Понятие глобального мира предложил Р. Робертсон в конце ХХ в.: глобализация превратила человечество в изменчивый мировой социум с рыночной экономикой и единым информационным пространством [199]. В конце XX в. сформировалась новая интердисциплинарная наука «Глобалистика», изучающая глобальные процессы и проблемы. Быстро растет количество разнообразной литературы о глобальных процессах современности, охватывающей мораль, право, политику, экономику, культуру, науку, технику, промышленность, города, войны, искусство, СМИ, моду, образование и воспитание. В потоке литературы о глобализации особое место занимает тема о глобальных изменениях в сфере научно-технических знаний и их практических приложений. В России проблемы развития науки и техники XX в. интересовали представителей различных научных сообществ (Д. И. Менделеев, П. К. Энгельмейер, К. Э. Циолковский, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, В. И. Вернадский, П. С. Кудрявцев, И. Я. Конфедератов, С. В. Шухардин, Б. М. Кедров, Г. Н. Волков, Н. И. Дряхлов, О. Н. Яницкий, А. Н. Авдулов, А. М. Кулькин, и др.). На Западе проблематике современного научно-технического развития посвящены труды крупных ученых: философов, экономистов, социологов, историков (Л. Мамфорд, Д. Бернал, Ж. Фурастье, А. Турен, С. Лилли, Р. Робертсон, У. Бек, З. Бауман, У. Ростоу, Э. Тоффлер, Д. Белл, Р. А. Солоу, Э. Янч, Р. А. Гордон, И. Валлерстайн, К. Шваб и др.).
Глобализация усилила интерес к проблеме конфликта сверхдержав [52; 145; 148; 159]. Понятие сверхдержавы не имеет строгих определений и юридически не зафиксировано в международных документах. Великобритания, Германия, Франция, Япония – это экономически развитые страны, но эти страны не претендуют на статус сверхдержав. Современная политическая дискуссия о сверхдержавах в качестве критериев выделяет устойчивое опережающее развитие макроэкономики страны с мощным научно-техническим потенциалом. Сверхдержавами объявили США, Россию, Китай. Европейский союз (ЕС) – это тоже сверхдержава, которая себя не рекламирует в качестве таковой, чтобы не вызывать недовольство США. ЕС имеют единую валюту (евро), автомобильные и авиационные заводы, сеть университетов, научные организации, органы здравоохранения, фармакологические компании, рынки сбыта, дешевую рабочую силу и проч.
При описании сверхдержав выделяют основные характеристики и тенденции. Технизация: ускоренное производство и распространение технических систем и мегасистем. Человечество впервые в истории продемонстрировало феноменальные способности к техническому творчеству и за короткий период создало огромное количество разнообразной техники (автомобили, самолеты, вертолеты, ракеты, конвейеры, телевизоры, холодильники, компьютеры, корабли, аккумуляторы, беспилотники, интернет, роботы и т. д.) [170]. Невиданными ранее темпами ведется строительство (электрические сети, гражданские и промышленные сооружения, автомобильные и железные дороги, мосты, гидростанции, водоснабжение городов, атомные станции, спортивные сооружения, трубопроводы и т. д.). Поверхность нашей планеты покрыла непрерывно разрастающуюся техносфера, концентрирующаяся на территориях сверхдержав. Технизация ускоряет информатизацию, увеличивает объемы информации и виды информационных технологий. Технизация тесно связана с тенденцией урбанизации: ростом городов и численности городского населения, втягиванием миллионов людей в городской образ жизни. Информатизация и урбанизация неизбежно порождают кибернетизацию, желание и стремление контролировать и управлять потоками информации, городами, транспортом, народами, государствами. Развитие кибернетики необходимо для оптимизации процессов управления [36].
США пропагандируют свою идеологию и культуру в мировом масштабе с целью усилить экономическую и политическую зависимость от США. Американизация проявляется в распространении английского языка и его вариантов (британский, американский, канадский, австралийский, индийский, африканский). Английский язык провозглашен государственным в Канаде, Индии, Австралии, ЮАР, Нигерии.
Противостояние сверхдержав усиливает их взаимное недоверие и милитаризацию: рост расходов на военные цели, увеличение производства и торговли оружием, распространение военных конфликтов, усиление коммерческой деятельности ЧВК, рост военных преступлений, рост количества информации о военных темах. Милитаризация охватывает все сферы жизни современного общества: мораль, право, политика, экономика, финансы, торговля, наука, религия, искусство, образование и воспитание, интернет, космонавтика.
Глобализация обострила противостояние модернистов и консерваторов, технофилов и технофобов, сциентистов и антисциентистов, моралистов и нигилистов, юристов и анархистов.
О. Шпенглер выделил в мировой истории зрелые и незрелые культуры [165; 166]. Системы культуры обладают специфическими чертами и возможностями. Все элементы культуры органически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характер науки и техники отображает особенности той культуры, к которой принадлежат. Наука и техника ускоряют неизбежный упадок всех систем культуры. Западная наука и техника ведет культуры к усилению милитаризации и используется в качестве основного средства разрушительных войн. В философии культуры Шпенглера не разрабатывается методология науки и западные науки (математика, астрономия, физика, биология и др.) служат Шпенглеру образцами наук для всех культур. Философия культуры Шпенглера содержит технофобские рассуждения. Вооруженный техникой человек превращается в хищного и агрессивного разрушителя других культур. Несовместимость зрелых культур порождает ксенофобские настроения и действия. Философия Шпенглера обосновывает этический релятивизм и социальный пессимизм, изображает человека пресловутым «винтиком» гигантского механизма, функционирующего по внутренними законом системы культуры.
П. А. Сорокин выделил и описал четыре устойчивых и важных глобальных тенденции XX в.: становление новых мировых творческих центров культуры – Европы, США и России; распад традиционных культур; возрождение великих культур Индии, Китая Японии, исламского мира; возникновение суперкультур на основе творческих культурных центров [142]. Пространные рассуждения П. А. Сорокина и его ссылки на историю не дают ответов на главные вопросы. Почему центры культуры в XX в. сместились в Европу, США и Россию? Почему традиционные культуры Европы и России не распадаются и не исчезают? Почему Европа, США и Россия стали звездами мировой культуры? Почему Китай, Индия и Япония стоят на пороге клуба звезд мировой культуры? Почему на основе звезд мировой культуры формируются суперкультуры? П. А. Сорокин не применил научную методологию для объяснения причин глобальных тенденций XX в… Он находился под сильным влиянием энергетической интерпретации физики, а это мешало правильному пониманию роли физики в развитии науки, техники, культуры и общества.