Тюмень. Зимний холодный вечер. Мне 5 лет. Я обула кисы (теплые бурки из шкуры оленя), натянула шубу с шапкой, встала у входной двери и требую, чтобы родители отвели меня сменить имя. В моих планах было стать Розой, я действительно тогда очень желала этого. Однако главный казус с моим именем произошел пятью годами ранее, в 1982 году, когда в тюменском роддоме на свет появилась я. Почему-то в паспортном столе решили, что мое полное имя – Елена, и моим родителям не позволили назвать меня Алена. Не знаю, какое отношение имеет ко мне эта женщина – Елена Водонаева, потому что не могу понять, кто она такая. В силу своей лени я до сих пор живу с этим непонятным именем в паспорте, хотя меня никто никогда не называл так.
Еще раньше – в животе у мамы – я была Вадимом. А мой брат – Ксюшей. Тогда еще не делали УЗИ, а вот моего сына Богдана всю беременность звали Феликсом. Мне очень нравится это имя, я даже обращалась к сыну в животе Феликсёнок, и только за 2 недели до родов мне пришла идея назвать его Богданом. Тогда никто меня не поддержал кроме свекра, за что я ему безумно благодарна. Против был муж и родители, которые посчитали это имя странным и предлагали дать ему имя Марк или остановиться на уже родном варианте – Феликс.
Я хотела, чтобы у сына было имя, у которого нет уменьшительно-ласкательной формы. Например, мне нравится, как звучит Александр, но в садике и школе его бы все называли Санёк. Евгений тоже красивое имя, но он был бы Женькой. Многие русские имена, если их сократить, теряют шарм. Я не хотела, чтобы мой сын был Саньком, поэтому искала твердое имя, в итоге и отказалась от варианта «Феликс». Это «кс» на конце звучит слишком по-кошачьи, Богдан звучит твердо, по-мужски и к тому же замечательно сочетается с отчеством – Богдан Алексеевич.
От имени многое зависит, его надо любить, чувствовать и пропускать через себя каждую его букву и звук. Когда я впервые слышу имя, то у меня в уме проскальзывают цветовые ассоциации, и, чтобы вы понимали, имя Елена у меня окрашено одним цветом, а Алёна – совершенно другим.
Не нужно терпеть и ждать замужества, которое, может, никогда и не случится. Была ты Пупкиной, поменяй одну букву – станешь Пушкиной и больше не думай об этом.
Я встречала женщин, которые меняли имя, более того, в моей семье есть такие. Этот шаг кардинально изменил их жизни. Если вы не воспринимаете себя условной Надеждой или Валентиной, то ничего страшного в том, что вы смените имя. Просто нужно корректно объяснить родителям, что вы уважаете их мнение, но данное при рождении имя не идет с вами по жизни и вы не чувствуете себя уверенно.
Я понимаю, многие из нас родились совсем в другой стране, где было в порядке вещей называть детей именами бабушек и прабабушек, где можно было встретить и Даздраперму (Да здравствует Первое мая!), и Дотнару (Дочь трудового народа), и Велиру (Великий рабочий), ну или в лучшем случае просто Дуню. Но сейчас за окном уже совсем другая страна, и ею управляет новое поколение, в представлении которого эти имена – далекий пережиток прошлого.
Слишком прогрессивных мам и пап часто уносит куда-то очень далеко, и в детский сад ваш ребенок скорее всего будет ходить со Стефанией, Джульеттой и Марианджелой. Согласитесь, странно, когда у девочки фамилия Пупкина, а зовут ее Анджелина. Мне неясно, чем думают люди, которые дают имена, совсем не адаптированные под реалии нашей страны. Понятно, что все мы люди мира и ваш ребенок вполне может построить свою жизнь вдали от родины. А если нет? Когда вы думаете, как назвать ребенка, важно помнить, что в будущем он может стать кем угодно – преподавателем или президентом страны, поэтому не усложняйте ему жизнь и не обижайтесь, если, повзрослев, дети решают сменить имя. К слову, идеальный возраст, чтобы сделать это, – 17–18 лет. К этому времени ребенок либо привыкнет и примет себя, либо четко определится в своем желании. Точно так же можно поступить и с фамилией. Многие всю жизнь мучаются из-за того, что она смешная. Над ребенком скорее всего будут смеяться в школе и куда хуже – в зрелости. Не нужно терпеть и ждать замужества, которое, может, никогда и не случится. Была ты Пупкиной, поменяй одну букву – станешь Пушкиной – и больше не думай об этом.
Главное – никогда не идти к людям, которые якобы могут подобрать идеально подходящее для вас имя или фамилию в зависимости от того, где и когда вы родились, в каком зените была Луна и какие продукты лучше усваиваются в вашем организме. Мой друг и директор Евгений поменял свою шипящую фамилию на более звучную и редкую – Вольтов. Он прекрасно себя ощущал, пока какой-то «специалист» не рассказал ему, что вольты – это куклы, которые используются в колдовстве. После недолгого шока и паники он осознал, что ассоциирует себя только с этой фамилией и ничто не заставит его передумать.
После развода с Малакеевым мы решили, что Богдан должен носить его фамилию. Конечно, не надо так поступать, если ваш бывший супруг бросил семью на произвол судьбы или отказался от ребенка. Вот чего мне не понять – это когда пары дают детям фамилии матерей, особенно когда рождается мальчик.
Лично я не брала фамилию ни первого, ни второго мужа. Причина в том, что я терпеть не могу нашу бюрократическую систему. Я не хочу тратить время на огромные очереди в паспортном столе и волокиту с бумагами. Да чего говорить, если мне 36, а у меня в документах до сих пор написано чужое имя? Ну и еще один аргумент в пользу того, чтобы оставить все как есть, – узнаваемость моей фамилии. Будь у меня не публичная профессия, то я с большей вероятностью познакомилась бы со сотрудниками паспортного стола.
Подругам я всегда советую брать фамилии мужей, если меня, конечно, спрашивают об этом. Ведь женщина идет за мужчиной, она вступает в его жизнь, в его семью. Если же фамилия не такая звучная, как хотелось бы, то вы уже знаете, что делать: меняем всего одну букву, из Жопкиных вы становитесь четой Бопкиных. Жизнь наверняка заиграет новыми красками.