Дизайнер обложки Ксения Степенко
Технический редактор Ксения Степенко
Корректор Ксения Степенко
© Айдархан Кусаинов, 2020
© Ксения Степенко, дизайн обложки, 2020
ISBN 978-5-4498-8907-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
В книге рассматривается бизнес в двух различных значениях: предприятие или компания и форма человеческой деятельности. В зависимости от смысла роль и значение бизнеса в экономике и обществе принципиально изменяется. Подмена смысла может привести к существенным искажениям государственной политики. По мнению автора неосознанная подмена смыслов не только приводит к экономическим проблемам, но и деформирует систему мышления как в государственном управлении, так и в общественном сознании.
Автор рассматривает отличия логики и категорий мышления бизнеса и государственного управления, демонстрируя негативные аспекты подмены логик в системе госуправления и общественных коммуникациях.
Отдельно рассмотрены некоторые практические подходы к поддержке бизнеса, которые приводят к развитию общества и государства и рассматривается непригодность распространенных мер, основанных на искажении понимания слова бизнес.
Книга адресована представителям системы государственного управления и специалистам во области экономической политики, однако будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся подобными вопросами.
Эта книга в определенной степени является продолжением моей же книги «Экономика Казахстана: Мифы и реальность. Новая экономическая политика. Информационная политика. Национальная идея», в которой рассматривались особенности экономики страны и были предложены некоторые идеи о новой экономической политике. В силу того, что экономика является интегральным результатом поведения отдельных экономических субъектов – потребителей, предприятий и государств, то и изменение экономической политики невозможно без пересмотра некоторых постулатов, справедливости и правильности привычных точек зрения. В этой связи в предыдущей книге в дополнение и даже в развитие идей по экономической политике были рассмотрены и предложены идеи по пересмотру привычных дискурсов, формированию новых ценностей с учетом особенностей развития общества, определяемой особенностями возрастной динамики и исторического прошлого.
По мнению экспертного сообщества страны значительная часть тех идей уже реализуется, причем не только в сфере экономической политики, но и в сфере общественного взаимодействия. Вместе с тем, по моему мнению, процесс трансформации и полномасштабного перехода к новой социально-экономической политике и взаимоотношениям власти и общества продвигается медленнее, чем мог бы. Я упоминал проблему взаимоотношения власти и бизнеса, необходимость пересмотра подходов к мерам его поддержки, информационные и коммуникационные издержки, связанные с принятыми в стране способами и формами поддержки бизнеса. Как выяснилось, этот пункт вызвал значительное отторжение и дискуссии при обсуждении моих идей. Анализ дискуссий, а также анализ базовых государственных программ с точки зрения бизнес-подхода, привел меня к предположению, что главная проблема заключается в искаженном понимании или заблуждении относительно роли и значения бизнеса в развитии общества. Это искажение родилось из изначальной подмены понятий, распространилось на систему принятия решений и принципов построения и реализации государственной политики.
В стране сложилось искаженное понимание роли и значения бизнеса в экономике. Например, нормальной считается точка зрения, чтоб бизнес нуждается в поддержке, что бизнес является становым хребтом экономики, что развитие бизнеса приводит к росту занятости, росту доходов и заработной платы. Это заблуждение даже доходит до удивительной формулировки «что хорошо для бизнеса – то хорошо для экономики», а вся экономическая политика должна отвечать и удовлетворять интересам бизнеса.
Доминирование этой неверной точки зрения в общественном сознании, а хуже того, в сознании лиц, принимающих решения, серьезно тормозит разработку и применение эффективной социально-экономической политики страны. Многие ее проблемы, как и проблемы собственно казахстанского бизнеса возникают и формируются самой государственной политикой, базирующейся на неверных предпосылках.
Реализация любого решения, программы или политики зависит от понимания целей, задач и приоритетов исполнителями, от их системы ценностей и способа мышления. Исполнители, вся пирамида государственного аппарата в конечном итоге определяют конкретные меры, исполняют политику, принимают решения на всех уровнях. Бизнес-ориентированное сознание искажает даже здоровые и правильные начинания на этапе их реализации. Хотя зачастую оно диктует неверную политику с самого начала.
Неправильное понимание роли бизнеса в экономике имеет огромное значение, далеко выходящее за рамки финансовых показателей. В предыдущей книге я много говорил о том, что основной вред приносит не долларизация депозитов или кредитов, но долларизация сознания – то есть привязка ценности не к национальной валюте, а к иностранной. Сознание определяет экономическое и социальное поведение субъекта экономики – человека или семьи. При долларизованном сознании человек измеряет ценность своего труда (заработную плату), ценность своих имеющихся и желаемых долгосрочных активов (машины, квартиры, холодильника, телевизора, обучения детей) в валюте, которая не используется в повседневной жизни, а значит и не имеет отношения к сопоставлению цен и ценностей в наших реалиях. Сиюминутное, рыночное движение курса (особенно его ослабление) объективно имеет весьма слабое экономическое влияние, однако в условиях долларизованного сознания оказывает сильное психологическое воздействие на широкие слои населения, изменяя социальное самочувствие, потребительское поведение, инфляционные и курсовые ожидания. Потребительское же поведение и ожидания населения являются реальным значимым экономическим фактором. Таким образом, долларизация сознания психологически усиливает изначально незначительный и опосредованный фактор номинального курса, сдвигает потребительское поведение и ожидания, а уже они приводят к реальным и существенным негативным макроэкономическим последствиям.
Это искажение понимания или заблуждение, возникнув лет пятнадцать назад, особенно активно развивалось, прорастало и легитимизировалось в общественном сознании в последние десять лет, превращаясь не нечто само собой разумеющееся, в аксиому и очевидность. Ровно таким же образом сегодня бизнес-подход и бизнес-мышление во многом уже подменило нормальное государственное планирование и политику. Неверное понимание роли и значения бизнеса приводит к целому каскаду ошибок и вытекающих из них проблем не только в экономике, но и во внутренней социальной и информационной политике, коммуникациях власти и общества. Эти ошибки очень системные потому, что сама разработка государственной политики, система принятия государственных решений базируется на бизнес-логике, что в принципе неверно.