За относительно недолгое время своего существования вступивший в силу с 1 января 2014 г. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – «Федеральный закон о контрактной системе») претерпел уже более 1000 изменений, внесенных в него. Безусловно, что не все из них можно отнести к числу прогрессивных нововведений, способствующих более полной реализации принципов открытости и прозрачности информации о контрактной системе, принципов эффективности осуществления закупок и обеспечения конкурентности данного процесса.
Такое колоссальное количество изменений, внесенных в названный федеральный закон отчасти можно отнести к непроработанности отдельных положений контрактной системы со стороны законодателя. Но не будет справедливым в полной мере признать причиной глобальных модификаций правовых институтов контрактной системы изначальное несовершенство закона. Во многом это связано не столько с юридико-техническими дефектами, сколько с перманентно изменяющейся рыночной конъюнктурой, влекущей за собой трансформацию общественных отношений в рассматриваемой сфере. Ввиду этого, принимая во внимание, ярко выраженный экономический характер Федерального закона о контрактной системе, становится объяснимым масштаб его редактирования. В этой связи фраза классиков марксизма о практике как критерии истины приобретает непревзойденное значение.
Анализируя характер изменений, внесенных в Федеральный закон о контрактной системе, можно увидеть, что в массе своей данные поправки направлены на уточнение положений институтов контрактной системы, связанных со сферой его применения, понятийным аппаратом, информационным обеспечением, включая электронный документооборот, мерами по защите внутреннего российского рынка, процедурами проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе касающихся вопросов планирования закупок, обоснования, нормирования в сфере закупок, мониторингом и аудитом закупок, контролем в сфере закупок и процедурой обжалования действий (бездействия) заказчиков и иных участников контрактной системы.
Центральное место в контрактной системе отводится самому государственному (муниципальному) контракту, заключение и исполнение которого является итоговой стадией закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственно-муниципальных нужд, наступление которой олицетворяет собой завершение процесса административных процедур, совершаемых участниками контрактной системы.
Безусловно, являясь частью контрактной системы институт государственного (муниципального) контракта также претерпевает изменение нормативных положений, регламентирующих его отдельные аспекты. Однако в сравнении с масштабом изменений иных элементов контрактной системы правовое положение института государственного (муниципального) контракта в определенном смысле стабильно, что позволяет для целей настоящего учебного пособия выделить правила его заключения, изменения и расторжения. Их существо на протяжении срока действия Федерального закона о контрактной системе кардинальным образом не изменилось. Речь, в частности, идет о составе правового регулирования вопросов заключения, изменения и расторжения государственного (муниципального) контракта, процессуальных сроках заключения контракта (за исключением заключения контракта по результатам электронных процедур), его структурных элементов, порядка изменения и расторжения государственного (муниципального) контракта.
В данном учебном пособии приведен авторский взгляд на вопросы правовой жизни государственных (муниципальных) контрактов с позиций позитивистского подхода, преобладающего при разрешении спорных ситуаций применения положений законодательства о контрактной системе, в том числе при заключении, изменении и расторжении государственного (муниципального) контракта.
Справочно, в целях расширения знаний учащихся, каждый параграф настоящей работы сопровождается оговорками, содержащими правовые позиции правоприменительных органов государственной власти Российской Федерации по отдельным аспектам практики функционирования контрактной системы.
Представленные в настоящем учебном пособии положения о государственном (муниципальном) контракте несут в себе интерес как для участников контрактной системы со стороны заказчиков, так и для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку одна и та же правовая норма одновременно является инструментом более полной реализации чьих-то интересов и барьером для реализации интересов других.
1. Государственный (муниципальный) контракт: общие положения
1.1. Понятие государственного (муниципального) контракта
Начиная разговор об институте государственного (муниципального) контракта, следует определиться с его понятием и правовой природой.
Государственный (муниципальный) контракт представляет собой соглашение, как правило, двух лиц, содержащее в себе гражданско-правовое обязательство, исполнение которого представляет для данных лиц взаимный интерес.
Справочно
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
При этом важно иметь в виду то обстоятельство, что в силу закона понятия «государственный контракт», «муниципальный контракт» и «контракт» в полной мере не являются одинаковыми.
Согласно пункту 8.1 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе контракт – государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо автономным учреждением, коммерческой организацией, не являющейся государственными (муниципальными) унитарными предприятиямии юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями, Фондом по сохранению и развитию Соловецкого архипелага.