Если бы нам не приходилось постоянно напоминать детям, что посуда любит чистоту, если бы мы всегда заранее знали, какое кушанье им понравится, то не было бы причин для написания данной книги. К великому сожалению родителей, все это – несбыточные мечты, которые имеют мало общего с тем, что происходит за обеденным столом в большинстве семей, где есть ребенок. Врачам об этом тоже кое-что известно.
Пища и питание – два родственных, но отнюдь не тождественных понятия. Питание необходимо нам для того, чтобы оставаться здоровыми. Пища – это все, что утоляет голод, она может принести удовольствие и в это же самое время причинить вред. Беда в том, что когда мы отказываемся от «плохих» продуктов и едим только «хорошие», прием пищи делается, как правило, безрадостным и безвкусным. Взрослые постоянно терзаются этой почти экзистенциальной проблемой, и, несмотря на бесчисленное множество книг о питании и пище, они до сих не могут найти выход из этой мучительной ситуации. Дети же, напротив, склонны демонстрировать абсолютную принципиальность в данном вопросе, они принимают решения, основываясь на ощущениях, а не на опыте. Они выбирают то, чего им хочется, что их привлекает, детям не очень-то интересно, что из этого полезно на самом деле. В общих чертах их система оценки выглядит следующим образом:
☹ Если родители настаивают на том, что эта пища «полезна» для меня, то мне она наверняка не понравится.
☹ Если на свете и есть что-то, что я люблю, то родители вряд ли предложат мне это.
И как тут быть бедным родителям? Прочитать книгу «Готовим детям только из полезных продуктов». И прежде всего оставить свой скептический настрой. «Так ли уж нужна человечеству очередная поваренная книга», – скорее всего, подумали вы. Конечно, сама идея «маскировать» полезные продукты вместо того, чтобы попытаться объяснить ребенку, как следует питаться правильно, отвечает не всем моральным принципам. Да и ваши родители вряд ли позволяли вам самостоятельно выбирать ту пищу, которая была вам больше по вкусу («Мама готовит то, что полезно, так что, пожалуйста, ешь» – так воспитывали большинство из нас). И ничего, мы выжили! Почему бы не использовать тот же подход в обращении со своими детьми?
Но советы остаются советами, нет никакой гарантии, что им последуют. Хорошее питание играет важную роль в борьбе с серьезными заболеваниями и в период реабилитации, а плохое питание (чаще злоупотребление «неправильными» продуктами, чем отказ от еды) серьезно сказывается на детском здоровье. И пока педиатры часами втолковывают родителям, насколько важен для их малышей сбалансированный рацион питания, эта книга помогает его сбалансировать. Материалы для этой книги были подобраны со всей тщательностью, какая только возможна, и результат не заставит вас долго ждать, – вы несомненно убедитесь в ее эффективности. Представьте себе поднос самых обыкновенных с виду шоколадных пирожных с орехами, содержащих внутри «секретные» добавки в виде фруктов, овощей и цельных зерен… Даже не надейтесь, что хотя бы одно из них уцелеет после налета ваших маленьких разбойников, которые раньше казались такими привередливыми. С этой книгой привычный обеденный стол предстанет перед всей семьей в новом свете.
Итак, что такое «Готовим детям только из полезных продуктов»?
Это просто рекламный ход?
Нет. Здесь есть простор для вашей фантазии и рецепты действительно здоровой пищи, которую может приготовить каждый и которую дети будут уплетать за обе щеки!
А не придется ли проводить за готовкой дни напролет?
Конечно, для приготовления многих блюд действительно понадобится больше времени, чем обычно уходит на то, чтобы разогреть вчерашний обед или замороженную пиццу. Однако никто не требует, чтобы мама или папа уволились с работы, отказались от привычного образа жизни и посвятили себя кулинарии, большую часть приведенных здесь рецептов можно приготовить за 10–15 минут.
Авторы этой книги желают убедить родителей, и, что самое главное, детей, что капризы за столом – это, в общем-то, неплохо, и что они должны быть приняты во внимание?
Книга не о том, что детей следует кормить только тем, что они сами любят. Основная ее идея – научить родителей обогащать вкусовой опыт детей, постепенно сводя на нет их негативное восприятие тех или иных продуктов. Со временем дети смогут есть правильную пищу без «маскировки». Если повезет, может быть, им даже понравится…
Глава 1
Пусть они будут здоровы и счастливы
Должно быть, я все правильно сделала», – с гордостью думала я. Передо мной сидел великий едок! Мы называли Аню «икряной девочкой», потому что икра – это то, что она хотела есть с самого раннего детства, стоило ей однажды попробовать ее на одном семейном торжестве. Необычное предпочтение для столь раннего возраста. С тех пор у нас с ней не было никаких проблем: мы могли класть ей на тарелку самые разные продукты, и она не оставляла ни крошки. Уже в полтора года этот ребенок объедал меня в японских ресторанах: салат из морских водорослей, жаренная на гриле семга, вареные соевые бобы, спаржа и тофу – с помощью палочек все эти кушанья она быстро отправляла себе в рот. Мы заказывали блюдо, Аня съедала его, и оно ей нравилось. Все было так просто, и мне было невдомек, почему вокруг еды поднимают такой шум.
А затем аист принес нам еще одну здоровенькую девочку. Та же семья, та же мать, те же кулинарные традиции… Своего второго ребятенка я стала кормить, исходя из прежних здоровых принципов. Но почему же тогда у нашей Светы с самого рождения было отвращение к твердой пище, откуда повышенный рвотный рефлекс? До двухлетнего возраста она ничего не могла проглотить, если кушанье не было полностью протертым. Ну да ничего страшного, она с жадностью поедала любое пюре – из авокадо, яблок, картофеля, а также рыбный паштет. Света оказалась такой же любительницей поесть, как и ее сестра. Я гордилась собой – еще бы, – мне удалось произвести на свет еще одного великолепного едока. Казалось, всем моим тревогам пришел конец. Но только я подумала, что самое плохое позади…
Свете исполнилось два с половиной года, и вдруг выяснилось, что ее не так-то просто убедить съесть то, чем я хотела ее накормить. «Постойте-ка, – сказала я себе. – У нас в семье не было приверед…» Сначала я списывала все на пресловутый кризис двух лет, когда маленькие дети впервые начинают отстаивать свою независимость. Я была уверена, что это просто некий переходный этап и какое-то время просто позволяла своей дочурке есть ее любимые блюда, лишь бы она получала необходимые калории.
С той поры прошло уже больше двух лет, а этот этап никак не мог закончиться. Все становилось только хуже, и я чувствовала себя абсолютно униженной. Дурной пример заразителен, вскоре Аня стала подражать своей младшей сестре. Друзья всегда поддразнивали меня за чересчур трепетное отношение к питанию детей и стремление поддерживать их рост только лучшими на свете продуктами… И тогда на меня нахлынуло чувство вины – у меня не получается! Мне не удается побороть детское упрямство за обеденным столом, ничего не помогает: мое образование, профессиональный опыт и советы педиатра оказались бесполезными. Я прочитала все книги для родителей разборчивых в еде детей, я перепробовала все трюки, о которых только слышала. Большая часть советов сводилась к тому, чтобы сделать пищу привлекательной на вид: хижины из стеблей спаржи, рожицы с волосами из макарон, глазами из фрикаделек и бровями из зеленых фасолевых стручков, огромное внимание уделяется способам нарезания булочек и тотальной миниатюризации. Но я не художница, и вся эта красота не спасла мир за обеденным столом. Дети просто выбирали то, что им нравилось, и оставляли на тарелке все полезные продукты.