© Александр Дзиковицкий, 2021
ISBN 978-5-0055-1629-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
На фото обложки – Марксистская Тайная вечеря
Издательство «Ridero»
г. Екатеринбург
2021 г.
Александр Витальевич Дзиковицкий
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА
Жизнь прожить – не поле перейти.
Поговорка.
Жанр этой книги я бы определил как «частично-биографический», поскольку в ней прослеживается не только и не столько жизнь главного героя, но немало страниц уделено событиям, напрямую не связанным с ним. Они относятся совсем к иным не только фактам, но даже и местам, в которых он не бывал. Тем не менее, все события увязываются в общую картину внешней или внутренней политики государства, в котором жил главный герой и представляют собой тот фон, на котором более полно раскрывается сама эпоха очерченных мною временных рамок – эпоха существования государства «Советский Союз» или, иначе, «Красная империя».
Герой этой книги – мой родной дедушка Геннадий Иванович Дзиковицкий. Почему я решил написать о нём? Во-первых, потому, что он мне был очень близок и я не хотел бы, чтобы его имя исчезло так же, как исчезают имена многих живших когда-то людей. А во-вторых, потому, что судьбой ему было суждено жизнь прожить в огромной «Красной империи» – большевистском Союзе Советских Социалистических Республик (СССР).
Обсуждение жизни простого человека в СССР сегодня вызывает бурные споры среди тех, кто тогда и не жил. Профессор Гарвардского университета Терри Мартин в 1996 году защитил диссертацию, доказав, что СССР был абсолютно новым видом государственности – «империей наоборот». В этой империи главным элементом бытия была марксистская идеология, а основным моментом этой идеологии являлось учение об эксплуататорах и эксплуатируемых и о неизбежной классовой борьбе между ними.
На детских глазах Геннадия Дзиковицкого «красная империя» рождалась, на его уже взрослых глазах империя окрепла, и на его же глазах уже пожилого человека СССР приблизился к своему концу. В 1980-х годах это была уже агония Советского Союза. Геннадий Иванович не дожил всего 8 лет, чтобы увидеть, как рухнула созданная «вождями пролетариата» Лениным и Сталиным коммунистическая страна, возглавлявшая целый блок подобных своему режимов в других государствах. Страна, бывшая долгие годы одной из двух самых могущественных геополитических противников в двуполярном мире. Тоталитарным противником стран демократии.
И именно поэтому, кроме рассказа о жизни моего дедушки в этой «красной империи», в книге много уделено внимания тем общественно-политическим событиям, что происходили в СССР и вокруг него. И в которые Геннадий Иванович если и не был непосредственно сам вовлечён, но которым он был свидетель хотя бы в качестве современника. Поскольку «красная империя» рождалась в Гражданской войне, а затем прошла через 2-ю Мировую, мой дедушка волей-неволей прошёл через эти войны вместе с ней. Жизнь в «красной империи» для простого человека была ой как не сладка и многие либо сами подвергались государственному террору и репрессиям, ссылкам, заключениям в лагеря и расстрелам, либо развращались этой «империей наоборот» до скотского состояния и превращались в извергов и палачей для других людей…
Я здесь написал Правду. Ту, до которой смог сам добраться. А уж что вычеркнут цензовы из моего текста – это не в моей компетенции. Надеюсь, книга окажется интересной читателю, хотя отдельные её страницы читать довольно тяжело – слишком уж много жестокостей сталинского террора и ужаса бесчеловечности во время войны пережили люди. Но это правда, неотделимая от СССР, какая бы трагичная она ни была – без надуманных очернений и прикрас, именно так, как было в действительности.
С искренним уважением, Автор.
Читайте, завидуйте, я —
Гражданин Советского Союза.
Владимир Маяковский.
«Стихи о советском паспорте».
23 января 1912 года в семье служащего (не чиновника) железнодорожного ведомства Ивана Францевича Дзиковицкого и его жены Анастасии Ивановны родился пятый ребёнок. Произошло это событие в городе Казатине Киевской губернии – крупной узловой станции Юго-Западной железной дороги, где в то время служил отец новорожденного.
Согласно архивной справке из Винницкого областного архива №07—526/6 от 15.07.2021 г. «В метрической книге о рождении по Вознесенской церкви станции Казатин Бердичевского уезда Киевской губернии за 1911 год есть запись №7 о крещении 02 февраля 1911 года сына по имени Геннадий, который родился 23 января 1911 года.
Родители: Бердичевского уезда местечка Махновки мещанин Иван Францевич Дзиковицкий и его законная жена Анастасия Ивановна, оба православного вероисповедания.
Восприемники: г. Киева мещанин Константин Иванович Вдовиченко и жена псаломщика с. Волчинец Бердичевского уезда Мария Ивановна Брояковская».
Так как все остальные дети были девочками, появление мальчика для Ивана Францевича было действительно праздником и наследнику с самого появления на свет уготовано было стать наиболее балуемым в семье ребёнком. Назвали его официально Геннадием, но в семье звали Геничкой, Геней. На прилагаемом здесь фото – маленький Геня в 1913 году.
Вскоре после знаменательного для семьи события Иван Францевич оставил прежнюю службу и со всей семьёй переехал в Бердичев. Жили здесь Дзиковицкие сперва у Савиовских, а затем в небольшом двухэтажном домике на Пушкинской улице, принадлежавшем новому начальнику Ивана Францевича председателю Съезда мировых судей Алексею Ивановичу Барабашу, который занимал вместе с женой Марией Ивановной верхний этаж. Дзиковицкие снимали нижний этаж за исключением небольшой комнатки с отдельным входом, в которой жила старуха-еврейка, разговаривавшая со смешным акцентом и державшая маленькую собачку.
Семья Дзиковицких была православной, мать даже, по семейному преданию, происходила из потомственной священнической среды, и соблюдение обрядов было обязательным и для взрослых и для детей. Перед едой всегда читалась молитва, по выходным все ходили в церковь. Вечерами, после дневных забот, мама часто устраивала детям какие-нибудь литературные развлечения – читала им что-нибудь вслух, например, детский журнал «Светлячок», специально выписывавшийся для младших. Но вообще Анастасия Ивановна была болезненной женщиной и не всегда могла уделять детям достаточно внимания.
Отец любил детей немногословной, мужской любовью. Он не позволял себе слишком открыто выказывать свои чувства, и для детей он был непререкаемым авторитетом. Они боялись отцовского неудовольствия и беспрекословно слушались его.
Вскоре после рождения маленькой сестрички Маруси, 19 июля 1914 года, началась Мировая война. Этот день запомнился маленькому Гене как какой-то праздник, на который его взял с собой отец. Шли люди большими колоннами, играла музыка, но больше всего поразила воображение мальчика фигура городового полицейского, который в белом мундире, с шашкой на боку, с большими усами и огромным животом показался Гене если не царём, то, по крайней мере, кем-то близким к нему.