Несколько слов от автора-составителя
Не стоит удивляться, но у большинства из нас представление о войне совсем даже неправильное. Очень многие считают, что война – это только там, где воюют, где проходят или прошли боевые действия. На самом деле в войну, в той или иной степени, оказывается вовлечено всё население воюющих, а зачастую и соседних, государств. Но это – в период локальных войн, а если война мировая, то в неё реально включается весь мир, как бы ни были далеки те или иные страны от зоны боевых действий. По этой причине мы взяли в качестве названия слова из кому-то до сих пор памятной «Песни о маленьком трубаче» – «Кругом война».
Действительно, у всех без исключения разведчиков война была именно «круго́м». И у Героя Советского Союза Виктора Лягина, руководившего нелегальной резидентурой «Маршрутники» в оккупированном гитлеровцами городе Николаеве и казнённого врагом; и у Арнольда Дейча, отправлявшегося в загранкомандировку, но погибшего на атакованном гитлеровцами пароходе «Донбасс», поднося снаряды к орудию; и у начальника Внешней разведки Павла Фитина, из Москвы не выезжавшего, но постоянно пребывавшего в центре всех важнейших событий; и у юного сотрудника «наружки» в Тегеране – будущего Героя Советского Союза Геворка Вартаняна; и у Героя Российской Федерации Леонида Квасникова и его боевых товарищей, добывавших «атомные секреты» в Соединённых Штатах Америки; и у дерзкого, отчаянного диверсанта Героя Российской Федерации Алексея Ботяна; и у Иосифа Григулевича, руководившего несколькими нелегальными резидентурами на Латиноамериканском континенте… Имена можно перечислять ещё и ещё, но суть одна: все они чётко знали, кто такой враг, и все, не жалея своей жизни, трудились во имя Победы, на благо Родины. Все они не раз рисковали жизнью, а если случалось так, то и умирали, как солдаты – кто в бою, а кто – во вражеских застенках. И ведь далеко не у всех из них, по той или иной причине оказавшихся в руках противника, была, скажем так, «лёгкая», мгновенная смерть, как это бывает на поле брани, – к кому-то она приходила после долгих пыток и мучений, словно бы долгожданная, желанная избавительница… Что ж, случалось и такое.
Понятно, что подробную историю Службы внешней разведки в годы Великой Отечественной войны – о всех тогдашних разведчиках – не удастся написать не только нам, но и вообще никому. Не только потому, что неизвестно, когда будут рассекречены все материалы, но и, главное, потому, что судьбы многих людей, направленных с секретными заданиями на занятую врагом территорию, а то и в само «логово» – в Германию и её сателлиты, – остались неизвестны. Вы ещё увидите на страницах нашей книги эту фразу: «Каких-либо сведений о судьбе выведенных в европейские страны агентов в архивах СВР не имеется» – и многое тогда станет понятно…
Так что никто, к сожалению, никогда не узнает, сколько было совершено подвигов теми людьми, которые так и ушли из жизни «неизвестными разведчиками», не открывшими врагу абсолютно ничего – в том числе и своей национальной принадлежности.
Зато всё-таки и здесь, в этой книге, удалось рассказать немало: о том, как вступала разведка в Великую Отечественную войну и как из совершенно различных источников получала информацию о подготовке гитлеровцами стратегических операций; о контактах с союзниками, подготовке и проведении встреч «Большой тройки»; о действиях оперативных групп и нелегальных резидентур за линией фронта; о проекте «Энормоз» и о самоотверженной работе «Кембриджской пятёрки»; о деятельности сотрудников Центра, а также легальных и нелегальных резидентур в различных странах мира. А главное – о тех замечательных, самоотверженных людях, истинных патриотах и профессионалах высочайшего уровня, которые выполняли эту труднейшую и весьма опасную работу, – о советских разведчиках.
Победа, как известно, была «одна на всех» – и «этот день мы приближали, как могли», так что при всём желании невозможно высчитать, установить чей-либо конкретный вклад в её достижение. Но нет никакого сомнения в том, что для приближения этого заветного дня внешняя разведка НКВД – НКГБ сделала очень и очень многое.
Материал, взятый из книг различных авторов, размещён в основном в хронологическом порядке – за исключением каких-то тематических блоков (проект «Энормоз», операция «Монастырь» и ряд иных эпизодов), позволяющих представить целостную картину определённых операций разведки и важнейших событий Великой Отечественной войны. Примерная же хронология даёт читателю возможность понять, что в одно и то же время, в разных странах и даже на разных континентах, людьми, ничего не знавшими – скорее всего никогда и не узнавшими – друг о друге, без устали и непрерывно делалась огромная работа, имевшая, как мы уже говорили, одну общую цель – победу в Великой Отечественной войне.
Книги серии ЖЗЛ, положенные в основу повествования
«Абель – Фишер». Н. Долгополов. М., 2016.
«Алексей Ботян». А. Бондаренко. М., 2020.
«Алексей Козлов: Преданный разведчик». А. Бондаренко. М., 2022.
«Виктор Лягин: Подвиг разведчика». А. Бондаренко. М., 2017.
«Геворк Вартанян». Н. Долгополов. М., 2014.
«Григулевич: Разведчик, “которому везло”». Нил Никандров. М., 2005.
«Кембриджская пятёрка». В. Антонов. М., 2018.
«Ким Филби». Н. Долгополов. М., 2018.
«Конон Молодый». В. Антонов. М., 2018.
«Коротков». Т. Гладков. М., 2005.
«Павел Судоплатов». В. Антонов. М., 2018.
«Сахаровский». В. Антонов. М., 2020.
«Фитин». А. Бондаренко. М., 2018.
«Эйтингон». В. Антонов. М., 2017.
«Юрий Дроздов». А. Бондаренко. М., 2020.
«Яков Серебрянский». В. Антонов. М., 2020.
Глава 1. Так начиналась война
День 22 июня 1941 года Павел Михайлович Фитин вспоминал так:
«…На рассвете я вышел из наркомата. Позади напряжённая неделя. Было воскресенье, день отдыха, а мысли, мысли, как маятник часов: “Неужели дезинформация? А если нет, тогда как?” С этими думами я приехал домой и прилёг, но уснуть так и не удалось – зазвонил телефон. Было пять часов утра. В трубке голос дежурного по наркомату: “Товарищ генерал, вас срочно вызывает нарком, машина послана”. Я тут же оделся и вышел, будучи твёрдо уверен, что случилось именно то, о чём несколько дней назад шла речь у И. В. Сталина.
Когда я вошёл в приёмную наркома, там было несколько человек. Вскоре прибыли и остальные товарищи. Нас пригласили в кабинет. Нарком был подавлен случившимся. После небольшой паузы он сообщил, что на всём протяжении западной границы – от Балтики до Чёрного моря – идут бои, в ряде мест германские войска вторглись на территорию нашей страны. Центральный комитет и Советское правительство принимают все меры для организации отпора вторгшемуся на нашу территорию врагу. Нам надо продумать план действий, учитывая сложившуюся обстановку. С настоящей минуты все мы находимся на военном положении, и нужно объявить об этом во всех управлениях и отделах.