В 1878 году золотоискатели Колорадо нашли там не золото, а серебро. Туда, как и в 1849 году в Калифорнию, хлынул поток эмигрантов. Количество прибывших росло со скоростью 300 человек в день. Горные лагеря становились переполненными, и маленькие городки возникали, как по волшебству. Волна миграции катилась вперед, пока не уперлась в заграждения индейских резерваций.
Предполагалось, что их земли богаты полезными ископаемыми. Они были всего лишь индейцами, а потому мешали. Для их изгнания было бы достаточно любой причины.
В 1879 году юты были многочисленны, хорошо вооружены и богаты лошадьми. Среди белых пришельцев намеренно разжигалась преувеличенная «тревога за свою безопасность», целью было изгнание индейцев с территорий добычи серебра. Во многих местах мужчины формировали «отряды самообороны», чтобы отражать воображаемые атаки.
Они придумывали оправдания для воинственных демонстраций и распространяли ложные слухи о нападениях индейцев, «за которые нужно отомстить». Юты никогда не были враждебно настроены. Их страну не потревожила ни одна из великих трансконтинентальных магистралей. Вплоть до 1863 года правительство и не думало заключать с ними договор. Тогда это не было сочтено необходимым, если бы не тот факт, что навахо и апачи убедили часть ютов присоединиться к ним в мародерских набегах. Договор 1863 года закрепил за ютами их исконные земли в Западном Колорадо. В 1868 году был заключен еще один договор, по которому была выделена большая резервация для всей семьи народа юта, состоящей из семи племен или групп. В резервации было несколько агентств, но главное – на Белой Реке.
Индейцы-юта с Белой реки. Фото 1873 года
Едва юты получили свои первые платежи по договору, как на территории Сан-Хуан были обнаружены залежи серебра, и туда хлынули горняки, несмотря на то, что они нарушили границы резервации. Произошел конфликт, который разрешил старый дипломатичный вождь Оурей. Он согласился уступить полосы добычи на территориях Сан-Хуан и Мигель, при условии, что границы полос не будут проходить через какую-либо часть леса Анкомпагре.* Эта уступка была ратифицирована Конгрессом в 1874 году. Опасения Оурея, что его метод сохранения мира не будет оправдан в будущем, быстро оправдались. В этой сделке индейцев возмутительно обманули.
* Анкомпагре – национальный лес (ныне принадлежащий федеральному правительству) на западе штата Колорадо. Площадь леса около 4000 кв. км. (примечание переводчика, далее – А.С.)
Правительство не сдержало своего обещания вечно платить 25000 долларов в год за уступленные земли.
Границы уступленных земель были устроены таким образом, чтобы лишить ютов некоторых из их лучших сельскохозяйственных угодий, и, поскольку они на самом деле (вопреки договору) проходили почти через центр леса Анкомпагре, индейцы не получили эквивалентных земель в любой другой части Колорадо.
Прежде чем индейцы смогли установить масштабы своих потерь или предпринять какие-либо шаги для исправления границ, их лучшие сельскохозяйственные земли вокруг шахтерских городов были заняты поселенцами, которые отказались переезжать в другие места. В 1877 году военное министерство издало приказ о насильственном удалении «незваных белых гостей». Секретарь Шурц ослабил приказ и дал нарушителям договора шесть месяцев для освобождения захваченных территорий. Весной 1878 г. был издан аналогичный приказ, но к этому времени поселенцы стали многочисленными и непокорными. Они пригрозили спровоцировать индейскую войну, если правительство будет настаивать на исполнении ими договора с индейцами.
Лес Анкомпагре (зеленые стрелки), резервации, куда были выселены большинство племен народа юта (красные стрелки)
Была создана комиссия, чтобы разобраться в ситуации. Было обнаружено, что большинство непокорных поселенцев согласилось бы ограничить территорию горных разработок участком площадью около четырехсот квадратных миль (1000 кв. км). Поэтому комиссия предложила выкупить у ютов такую территорию, чтобы удовлетворить нынешние желания поселенцев и в то же время уладить все проблемы с индейцами. Юты были упрямы, и усилия комиссии не дали результатов. Следующей зимой в Вашингтон была доставлена делегация племен народа юта, и под давлением чиновников Капитолия индейцы были вынуждены согласиться с пожеланиями поселенцев и расстаться со своими землями.
Вот некоторые из событий, которые помогли настроить ютов против белых. Внутри резервации стали образовываться фракции. Одни поддерживали вождя Оурея, другие отвергали его авторитет. Юты с Белой Реки не хотели признавать его своим лидером.
Тамошний агент по делам индейцев по причинам, наиболее известным только ему самому, переместил свою контору на пятнадцать миль вниз по реке. Индейцы с Белой Реки пришли в ярость из-за этого, и агент, не понимая характера их недовольства, попытался поддержать свой авторитет, натравливая одну индейскую фракцию против другой.
Вожди племен юта в праздничном наряде
Это еще больше возмутило индейцев. Их обида сосредоточилась на агенте, которого они обвинили в желании вмешиваться в их обычаи и привилегии, а также в намерении превратить народ охотников в обычных пахарей.
Один из индейцев напал на агента и убил бы его, если бы не вмешательство его сотрудников. Агент обратился к губернатору Питкину с просьбой о помощи и сообщил, что ничто, кроме военной силы, не сможет справиться с ситуацией, в которой все индейцы проявляют враждебность.
По запросу агента три эскадрона кавалерии и одна рота пехоты выступили из форта Фред Стил в сторону резервации Юта. Командовал ими майор Торнбург. На переправе через Медвежью реку их встретили вожди Джек, Колороу * и трое других ютов. Они спросили, зачем он прибыл. Когда им сказали, что войска призвал агент, они опровергли все его отчеты губернатору, отказали войскам в праве войти в резервацию и попросили майора с пятью другими белыми посетить селения ютов и самому выяснить, как обстоят дела. Майор ответил, что подчиняется приказам и может только выполнять их.
* Индейцы часто носили имена, труднопроизносимые для белых. Поэтому американцы и канадцы нередко давали отдельным индейцам имена «на европейский лад» (например, этот Джек, который среди соплеменников наверняка носил другое имя) – А.С.
Затем индейцы направились к агенту и попросили его остановить войска, на что тот сказал, что это не его дело, но, подумав, попросил майора расположиться лагерем за пределами резервации. К сожалению, войска уже вошли в резервацию у Красного каньона и начали спускаться по нему. Индейцы устроили засаду на заросших кустами краях оврага в районе ручья Милк-Крик. Когда они были обнаружены, была предпринята попытка переговоров, чтобы предотвратить военные действия. Вождь Джек отправился из лагеря Юта с той же целью. Стороны так и не встретились, поскольку стрельба началась, как только войска появились на возвышенности.