Формирование индонезийских народов
Современные индонезийские народы, это – яванцы, сунды, мадурун, малайцы Брунея, Индонезии, Малайзии и Сингапура, минингкабау, буги, макасары, батаки, балийцы и другие. К той же группе относятся языки филиппинских народов: тагалов, висайя, илоков, биколов, банджаров, ифугао и др. Индонезийскими языками также пользуются группа горных народов Тайваня (Россия не признает Тайвань в качестве независимого государства, а считает частью Китайской Народной Республики) – гаошань, чамы на юге Вьетнама и в Камбодже, малагасийцы Мадагаскара (мальгаши). На австронезийских языках говорит также большинство народов Индонезии. Австронезийские языки распространены также у народов Океании. Это различные меланезийские народы в некоторых районах Новой Гвинеи и архипелага Бисмарка (Папуа – Новая Гвинея), на Соломоновых островах, в Вануату, на Новой Каледонии, Фиджи, микронезийские народы Каролинских, Маршалловых и других островов, полинезийские народы Тонга, Самоа и многих других архипелагов.
В современном понимании, все народы, говорящие на языках малайско-полинезийской семьи языков, широко распространенной и за пределами Малайского архипелага, объединяют с индонезийцами. В работах антропологов термин «индонезийцы» применяется не только к населению Индонезии, но и к древнейшему населению Юго-Восточной Азии (наряду с термином «ведда-индонезийцы»). Коренное население индонезийских островов, Малаккского полуострова состоит в основном из малайских племен и народностей, по имени которых архипелаг получил название Малайского.
Поэтому понятие «малайцы» включают в себя различное понимание, это и распространенное ранее название народов Юго-Восточной Азии, говорящих на языках индонезийской ветви, это и этнические общности в Малайзии, Индонезии (главным образом на островах Калимантан и Суматра), Таиланде, Сингапуре Брунее, Восточном Тиморе. Тетум (тетун) – австронезийский язык тетумов, государственный язык и один из двух официальных языков Восточного Тимора, наряду с португальским.
По своему расовому типу малайцы относятся к южным монголоидам, входящим в южно-азиатский расовый комплекс, широко распространенный и в Индокитае. В физическом облике малайского населения центральных областей островов присутствуют некоторые черты древнейшего населения – негроидов и веддов.
С 15 в. господствующей религией в индонезийских княжествах стал ислам; получили распространение брахманизм, буддизм и христианство. Среди даяков, батаков, минангкабау сохраняются еще примитивные религиозные верования: вера в духов, культ предков, пережиточные формы тотемизма, шаманизм.
Основное занятие малайцев на протяжении веков было земледелие (рис, просо, сладки картофель, кокосовая пальма, земляной орех, фрукты), культивируются каучуконосы, сахарный тростник, кофейное и хинное деревья, табак. Земля обрабатывался плугом, пахали на буйволах. Большую роль в хозяйстве играло морское и речное рыболовство. На охоте у жителей отдаленных районов или изолированных островов и до настоящего времени употребляется сумпитан – бамбуковое духовое ружье. Издавна развиты различные ремесла: постройка своеобразных судов – прау, резьба по дереву, ткачество, плетение корзин и шляп, гончарство, обработка металлов, и в частности выделка кинжалов с волнообразно изогнутым лезвием – крис. Жилищем жителей сельских местностях служат и по ныне прямоугольные бамбуковые дома на сваях с высокими тростниковым крышами. Характерная одежда малайцев – саронг, широкое и длинное полотнище ткани, обертываемое вокруг бедер. Как мужчины, так и женщины носят кофты с узкими рукавами.
Высокого развития у малайцев достигли различные виды народного изобразительного искусства (архитектура, художественное ткачество, ювелирное дело), устное поэтическое творчество, музыка, танцы и театр.
Коренное население филиппинских островов представлено тремя основными антропологическими типами: южно-монголоидным малайским типом (тагалы, висайя и др.), среднерослым, длинноголовым, прямоволосым монголоидным типом, но почти без зпикантуса, условно названным раннеиндонезийским (ифугао и др.), к которым относится большинство населения современных Филиппин, и низкорослым, курчавоволосым негроидным (аэта и др.). Однако этнически население современных Филиппин крайне неоднородно.
Сравнительная лингвистика и построение языковой генеалогической классификации очень важно для понимания вопросов этногенеза (происхождении народов). В разработке этих проблем, кроме антропологов, этнографов и лингвистов, участвуют ученые многих других специальностей, в том числе историки, изучающие письменные памятники, географы и археологи, предметом исследования которых являются остатки хозяйственной и культурной деятельности древних народов.
В период позднего, или верхнего, палеолита (древнего каменного века), длившегося несколько десятков тысяч лет и закончившегося приблизительно 16—15 тысячелетий назад, люди современного вида уже прочно освоили значительную часть Азии (за исключением крайнего севера и высокогорных областей), всю Африку и почти всю Европу, кроме северных районов, еще покрытых тогда ледниками. В ту же эпоху происходило заселение Австралии со стороны Индонезии, а также Америки, куда первые люди проникли из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив, ранее здесь находился на его месте перешеек, также есть данные о том, что Южная Америка была заселена со стороны Антарктиды, ранее здесь могли находиться также острова или узкие островные перешейки. Согласно гипотезе «первобытной языковой непрерывности», предложенной советским этнографом С. П. Толстовым, человечество говорило на заре своей истории на многочисленных языках, по-видимому, постепенно переходивших один в другой на смежных территориях и составлявших в целом как бы единую непрерывную сеть («языковую непрерывность»).
Косвенным подтверждением гипотезы С. П. Толстова служит то, что следы древней языковой дробности в некоторых странах сохранялись до недавнего времени. В Австралии, например, существовало несколько сотен языков, между которыми нелегко было провести четкие границы. Н. Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особый язык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики. Однако языки более отдаленных групп уже стали значительно отличаться друг от друга. С. П. Толстов считает, что языковые семьи могли складываться в процессе постепенной концентрации отдельных языков небольших коллективов, их стягивания в более крупные группы, заселявшие значительные области земного шара. Другие лингвисты предполагают, что языковые семьи возникали обычно в процессе самостоятельного разделения одного языка-основы при расселении его носителей или в процессе ассимиляции при взаимодействии его с другими языками, что приводило к образованию внутри языка-основы местных диалектов, которые в дальнейшем могли становиться самостоятельными языками.