1.1. Роль инноваций в моделях роста и производственных функциях
Оценка влияния инноваций в реальном секторе экономики (научно-технического прогресса) на экономический рост неоднократно производилась в моделях экономического роста с использованием (или без использования) производственных функций.
Родоначальниками первой модели роста принято считать Р. Харрода [39] («Очерк теории экономической динамики». 1939.) и Е. Домара (работы 1946–1947 гг.) [1], несмотря на то, что основное содержание модели к 1939 году было уже описано (Нейман, Рамсей Г.Кессель, Э.Лундберг). Харрод[1]исходит из так называемого нейтрального характера научно-технического прогресса (НТП), при котором соотношение между средней и предельной производительностью труда не зависит от уровня технического прогресса. Принятые в модели ограничения относительно характера технического прогресса не позволяют трактовать его как самостоятельный (отличный от фактора времени) значащий фактор экономического роста. Без учета автономных инвестиций, связанных с новыми изобретениями, остается неясным механизм экспоненциального роста производительности труда, признаваемого в модели de facto. Технический прогресс в качестве самостоятельного фактора роста был впервые внесен в формулу Кобба-Дугласа Я.Тимбергеном в 1942 году. Это концептуально улучшило модель роста, но не приблизило к рассмотрению влияния характера научно-технического прогресса на экономический рост [24,35].
Характер научно-технического прогресса в общем виде определяется в терминах нейтральности/ненейтральности. Понятие нейтральности НТП часто претерпевает различные модификации при рассмотрении моделей роста и гипотез относительно характера протекания НТП, а также спецификации производственных функций. Наряду с «академическим» понятием нейтральности по Харроду широко используется столь же общепринятое определение нейтральности НТП по Хиксу.[2] Нейтральность по Хиксу совместима с нейтральностью по Харроду (например, в функции Кобба-Дугласа).[3] [24,46]. Наряду с этими понятиями нейтральности в экономической литературе при классификации технического прогресса и спецификации производственных функций применяются и другие подходы, среди которых наиболее популярна концепция фактороувеличения [24,45; 21,28–31]. В ней рассматриваются трудоувеличивающий, капиталоувеличивающий, продуктоувеличивающий или фактороувеличивающий технический прогресс при соответствующих видах производственной функции. Проверка на практике подобных концепций вызывает непреодолимые трудности и, в частности, показывает, что статистические данные по обследуемым странам эмпирически подтверждают несовместимые между собой концепции [24,46; 39, 27–28]. Однако для однородных производственных функций[4] доказано, что технический прогресс нейтральный по Харроду, эквивалентен трудоувеличивающему [24, 46], что согласуется с общим снижением капиталоемкости производства в 30-е годы [39, 27]. Поэтому в целом при оценке НТП на основе функции Кобба-Дугласа наиболее целесообразным признано исходить из концепции нейтральности научно-технического прогресса по Хиксу, поскольку для этой функции нейтральность по Хиксу совпадает с нейтральностью по Харроду и тем самым снимается вопрос о трудо- капитало- и пр. увеличивающем прогрессе. Концепция фактороувеличения неприменима к функции Кобба-Дугласа – в ней эти типы прогресса просто неразличимы. Следует отметить, что априори нет свидетельств того, является ли технический прогресс в реальности нейтральным по Хиксу или нет. Признается, что, по всей вероятности, технический прогресс, который существует в действительности, является не нейтральным (по Хиксу). Но посылка о нейтральности технического прогресса приводит к удовлетворительным результатам, соответствующим результатам, полученным на базе более сложных, чем функция Кобба-Дугласа (с нейтральным техническим прогрессом) функций, несмотря на то, что имеющиеся оценки для отдельных групп отраслей