Глава 1. Почему слово лечит
Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через него начало быть, и без Него ничто не начало бы быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
(Иоанн. 1:1–4).
На протяжении всей жизни мы общаемся при помогли речи, словами выражаем свои мысли и чувства. В раннем детстве утешающие слова мамы врачевали наши разбитые коленки, и мы принимали это как должное, не задумываясь о причинах целебности слов.
Я впервые заинтересовалась способностью слова, когда услышала о психотерапии и о методе психокоррекции (СОЭВУС) Г. Н. Сытина, которые базируются на исцеляющей способности слов. Так почему же слово лечит? Что за магическая способность у него? Давайте обратимся к вековой народной мудрости и посмотрим, что наши предки говорили о слове. Народная мудрость, сконцентрированная в пословицах, прошла через века. Спроста ли это? Ведь только истинное имеет жизнь вечную. Что же народ говорит о слове в своих пословицах? Прочитаем их.
Слово лечит, слово ранит (русская).
Слова – ключи к сердцу (китайская).
Хорошее слово гасит огонь (молдавская).
Доброе слово – половина счастья (турецкая).
Ласковое слово гнев укрощает (французская).
Ничто так не ободряет человека, как доброе слово (древнеиндийская).
За сто лет стирается надпись на могильном камне, но сказанные слова тысячу лет остаются теми же (вьетнамская).
Слова – это инструмент, которым открывают сердце (китайская).
Раны излечивает доброе слово и песня (узбекская).
Сердечное слово три зимы греет (марийская).
Мудрое слово – друг в беде (молдавская).
Доброе слово режет сталь (лакская).
Слово и железо пробьет (удмуртская).
Ласковое слово смягчает сердце (адыгейская).
Ласковое слово успокаивает лучше холодной воды (эстонская).
Хорошее слово кинжал отведет (чеченская).
Слова и металл плавят (японская).
Это о добром, мудром, ласковом слове. Но не только добрые и ласковые слова звучат на протяжении нашей жизни. И о злых, недобрых словах народы слагали свои пословицы.
Бритва скребет, а слово режет (русская).
Злое слово камнем на сердце падает (киргизская).
Пчела жалит жалом, а человек словом (украинская).
Каким бы острым ни был кинжал, человеческий язык острее (русская).
Горы и камни ветер крушит, а человека слово крушит (казахская).
Рана от плети заживает, а рана от слова – нет (калмыцкая).
От слова – спасение, от слова и погибель (русская).
Человека словом можно убить (мордовская).
С языка капает и мед, и яд (киргизская).
Не ножа бойся – языка (русская).
Плохое слово ранит (эстонская).
Слово не обух, а от него люди гибнут (русская).
Злое слово не топор, а много ран нанести может (сербская).
Слаще всего – язык, горше всего – язык (абхазская).
Словесный яд хуже змеиного (таджикская).
Слову в народном фольклоре отводится, как мы видим, огромное значение. Оно наделяется и созидательной, животворящей силой, но может нести и разрушительную, убийственную силу. О последней мы поговорим позже в главе «О вреде злобных речей». А сейчас давайте вернемся к вопросу, стоящему в заглавии, с которого мы и начали беседу. Всем нам понятно, что слово несет определенную смысловую нагрузку, иначе как бы мы понимали друг друга. Но одно и то же слово можно по-разному произнести, и тогда смысл его может измениться, а иногда даже стать прямо противоположным. Представьте себе своего друга, от души радующегося вашему успеху и говорящего с искренней улыбкой слова «молодец», «умница». Представили? Не правда ли, эти слова в устах друга порадуют, согреют душу? А теперь представьте ехидную ухмылку недоброжелателя, произносящего те же слова. Как ощущение? Прямо противоположное, не так ли?
Слово, помимо своего основного назначения нести смысл, несет свой энергетический заряд, положительный или отрицательный – судя по тому, какие эмоции были вложены в слово и кем оно было сказано.
Слово энергетически сильного человека скорее достигнет своей цели, чем слово человека энергетически слабого. И насколько этот энергетически сильный человек морально этичен, доброжелателен, насколько много в нем созидающей силы любви, настолько скорее его слова будут исцелять больного, ободрять не уверенного в себе человека, зарождать в душах общающихся с ним людей любовь и доброжелательность, а в умах позитивные, добрые мысли.
По учению И. П. Павлова, речь относится ко второй сигнальной системе и связана с подсознанием человека. Подсознание же управляет физиологическими процессами в организме. Словом можно воздействовать на подсознание человека, а через него влиять на функции организма в целом, на функции отдельных органов и клеток. А уж положительным (восстанавливающим) или отрицательным (разрушающим) будет это действие, зависит от того, каким словом будет производиться воздействие на подсознание человека.
На принципе воздействия на подсознание словом базируется предложенный Луизой Хей принцип лечения человека и избавления его от комплексов и тех качеств характера, которые ведут к болезни. Для того чтобы вложить в подсознание, которое гораздо масштабнее сознания, созидательные утверждения, которые со временем подсознание должно принять, а затем начать работать, используя именно эти, новые утверждения и отбросив старые, ведущие к разрушению и болезни, она предложила больным произносить эти созидательные утверждения как можно чаще и вкладывать в них созидательную энергию веры, что это именно так, как сказано. Эти созидающие, перестраивающие, перепрограммирующие подсознание утверждения Луиза Хей назвала аффирмациями. Она считает, что любая болезнь является следствием негативного, разрушающего качества характера, определенного комплекса или страха или неправильного мировоззрения. Для лечения различных заболеваний она предлагает разные аффирмации.
На принципе воздействия на подсознание построена система лечения и коррекции состояния организма, предложенная Г. Н. Сытиным. Для программирования подсознания на позитивные изменения в организме он предложил использовать настрои, в которых используются слова, обладающие большой силой воздействия. Сами настрои автор рекомендует произносить с верой в произносимые утверждения. Прежде чем предложить свои методики по исцелению и коррекции процессов, происходящих в организме человека, широкому кругу нуждающихся в них, И Г. Н. Сытин и Луиза Хей с успехом использовали эти методики в ситуациях, когда вопрос жизни и смерти остро вставал пред каждым из них.