Вход в святую обитель. Оптина Пустынь. Дореволюционное фото
* * *
Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *
Да разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божии: «Вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя» (ср.: Ис 64, 6). Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *
Только и ты исполни мое желание: помни немощь свою, молодость, беспомощность и держись крепко-прекрепко за кротость. «Мать кроткого не плачет», – говорит древняя пословица. А резвый, говорят, сам набежит. Резвость, дерзость, упрямство не к лицу молодой девочке. Старайся обрабатывать себя. Я не требую, чтобы ты была образцовая, а желаю, чтобы старалась быть таковою. А кротость и скромность есть лучшее украшение юной.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *
Молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, суть… великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда – уповать, любовь – любить Бога, и сии три добродетели все равно нужны вам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастись.
Преподобный Лев Оптинский
* * *
Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обвыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично – то же, что орех разгрызть.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *
Значит, всяк, кто желает достигнуть Христова Царства, не должен, озираясь, припоминать свои высокие добродетели – и особенно высокие думы, – а зреть подвиги и славу святых: и будем с ними! А свои зри немощи, грехи и исход души, и ужасающие истязания тогдашние – и не согрешишь.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *
Исповедь, благочестие или добрая нравственность и молитва необходимы в деле спасения души, но это еще только внешнее, это только труды, только подвиги, это еще только листья, необходимо же принести плоды доброделания, а плоды суть следующие: кротость, смирение и любовь. «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис 66, 2). «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем», а далее сказано: «и обрящете покой душам вашим» (Мф 11, 29).
Преподобный Никон Оптинский
* * *
Кротость и смирение сердца такие добродетели, без которых не только Царствия Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земли, ни душевного спокойствия ощутить в себе невозможно, а посему усердно молитесь ко Христу Богу, чтобы Он Сам научил вас смирению и кротости. В чьем сердце возродится смирение и кротость, тот и прочие добродетели найдет для себя не только легкими, но и преисполненными утешения и сладости божественной, и в них обрящет истинный покой души своей!
Преподобный Антоний Оптинский
* * *
Спрашиваешь меня, что если имеешь с кем неприятность и надо молиться, и хотя попросишь прощения, но все бываешь немирна к тому человеку и желала бы в таких случаях свое злое сердце истребить и истинно смириться. Этого-то только и требуется, чтобы истинно смириться, то и мир водворится. Ты хотя и попросишь прощения, но только языком, а в сердце с самооправданием, то и нет миру.
Преподобный Макарий Оптинский
* * *
Постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству.
Преподобный Амвросий Оптинский
* * *
Будь скромен, то есть не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрителен, осторожен, знай, что одно слово иногда может разрушить счастье.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *
Все наши старцы всегда говорили: «Смиряться, смиряться!» Подобно тому, как Иоанн Богослов под конец своей жизни только и говорил: «Чадца! Любите друг друга!» – так и наши старцы твердили «смиряться!». Эти две добродетели – любовь и смирение – так обуславливают одна другую, равно как теплота и свет.
Преподобный Варсонофий Оптинский
* * *
Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение, – зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится.
Преподобный Амвросий Оптинский
* * *
Если между нами произойдет какое-либо недоразумение, или нам покажется, что нам делают что-нибудь плохое нарочно, надо сейчас же попросту объясниться, и тогда всякое недоразумение исчезнет.
Преподобный Никон Оптинский
* * *
Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *
Одно дело ум, другое – рассуждение. Рассуждение есть дар Божий, как и все вообще у нас дар Божий. Но рассуждение выше других даров и приобретается не сразу. Человек может быть очень умным, но совершенно нерассудительным, может удовлетворять самым низменным скотским потребностям, иметь любовниц и даже совершенно не признавать Бога. Есть люди плотские, которые только и живут для чрева, для блуда. Есть люди душевные – эти повыше плотских. И, наконец, есть люди духовные. Разница между душевными и духовными людьми – громадная. Ибо как говорит апостол: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием» (1 Кор 2, 14). Он может познать всякую человеческую мудрость, всякую философию, одним словом, – но духовного рассуждения не имеет.