Оптинские преподобные старцы - Источник светлой радости

Другие книги серии "Радость и надежда для души. Православная классика"
О чем книга "Источник светлой радости"

Оптина пустынь – один из главных духовных центров России. В беседах с преподобными Оптинскими старцами находили утешение и надежду многие великие люди: Тютчев, Тургенев, Гоголь, Достоевский… Прикоснуться к благодати их мудрости можем и мы. В эту книгу вошли избранные наставления преподобных старцев о том, как жить в любви и вере. Это живой источник светлой радости в нашей жизни, из которого вы сможете черпать вдохновение на каждый день. Книга рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.

Бесплатно читать онлайн Источник светлой радости


Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

Номер ИС Р19-934-3514


© ИП Измайлов В. А., текст, 2019

© ООО «Издательство «Эксмо», 2020

Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. Не имеет наша обитель ни чудотворных икон, ни прославленных мощей, но вся земля здесь как бы полита кровью и потом святых старцев, и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостью Божией и за молитвы великих наших отец Льва, Макария, Амвросия… Они весьма многих и многих воспитали духовно, для Небесного Отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам.

Преподобный Иосиф Оптинский

Духовная цепь добродетелей

Вход в святую обитель. Оптина Пустынь. Дореволюционное фото


* * *

Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *

Да разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божии: «Вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя» (ср.: Ис 64, 6). Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *

Только и ты исполни мое желание: помни немощь свою, молодость, беспомощность и держись крепко-прекрепко за кротость. «Мать кроткого не плачет», – говорит древняя пословица. А резвый, говорят, сам набежит. Резвость, дерзость, упрямство не к лицу молодой девочке. Старайся обрабатывать себя. Я не требую, чтобы ты была образцовая, а желаю, чтобы старалась быть таковою. А кротость и скромность есть лучшее украшение юной.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *

Молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, суть… великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда – уповать, любовь – любить Бога, и сии три добродетели все равно нужны вам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастись.

Преподобный Лев Оптинский
* * *

Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обвыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично – то же, что орех разгрызть.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *

Значит, всяк, кто желает достигнуть Христова Царства, не должен, озираясь, припоминать свои высокие добродетели – и особенно высокие думы, – а зреть подвиги и славу святых: и будем с ними! А свои зри немощи, грехи и исход души, и ужасающие истязания тогдашние – и не согрешишь.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *

Исповедь, благочестие или добрая нравственность и молитва необходимы в деле спасения души, но это еще только внешнее, это только труды, только подвиги, это еще только листья, необходимо же принести плоды доброделания, а плоды суть следующие: кротость, смирение и любовь. «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис 66, 2). «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем», а далее сказано: «и обрящете покой душам вашим» (Мф 11, 29).

Преподобный Никон Оптинский
* * *

Кротость и смирение сердца такие добродетели, без которых не только Царствия Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земли, ни душевного спокойствия ощутить в себе невозможно, а посему усердно молитесь ко Христу Богу, чтобы Он Сам научил вас смирению и кротости. В чьем сердце возродится смирение и кротость, тот и прочие добродетели найдет для себя не только легкими, но и преисполненными утешения и сладости божественной, и в них обрящет истинный покой души своей!

Преподобный Антоний Оптинский
* * *

Спрашиваешь меня, что если имеешь с кем неприятность и надо молиться, и хотя попросишь прощения, но все бываешь немирна к тому человеку и желала бы в таких случаях свое злое сердце истребить и истинно смириться. Этого-то только и требуется, чтобы истинно смириться, то и мир водворится. Ты хотя и попросишь прощения, но только языком, а в сердце с самооправданием, то и нет миру.

Преподобный Макарий Оптинский
* * *

Постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству.

Преподобный Амвросий Оптинский
* * *

Будь скромен, то есть не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрителен, осторожен, знай, что одно слово иногда может разрушить счастье.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *

Все наши старцы всегда говорили: «Смиряться, смиряться!» Подобно тому, как Иоанн Богослов под конец своей жизни только и говорил: «Чадца! Любите друг друга!» – так и наши старцы твердили «смиряться!». Эти две добродетели – любовь и смирение – так обуславливают одна другую, равно как теплота и свет.

Преподобный Варсонофий Оптинский
* * *

Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение, – зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится.

Преподобный Амвросий Оптинский
* * *

Если между нами произойдет какое-либо недоразумение, или нам покажется, что нам делают что-нибудь плохое нарочно, надо сейчас же попросту объясниться, и тогда всякое недоразумение исчезнет.

Преподобный Никон Оптинский
* * *

Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
* * *

Одно дело ум, другое – рассуждение. Рассуждение есть дар Божий, как и все вообще у нас дар Божий. Но рассуждение выше других даров и приобретается не сразу. Человек может быть очень умным, но совершенно нерассудительным, может удовлетворять самым низменным скотским потребностям, иметь любовниц и даже совершенно не признавать Бога. Есть люди плотские, которые только и живут для чрева, для блуда. Есть люди душевные – эти повыше плотских. И, наконец, есть люди духовные. Разница между душевными и духовными людьми – громадная. Ибо как говорит апостол: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием» (1 Кор 2, 14). Он может познать всякую человеческую мудрость, всякую философию, одним словом, – но духовного рассуждения не имеет.


С этой книгой читают
Дивеево – одно из самых благословенных мест на земле. Здесь хранят память о великом чудотворце преподобном Серафиме Саровском и многих других святых. Тысячи паломников приезжают сюда за утешением и исцелением сердца. Говорят, что душе «ни одно место во вселенной не даст той отрады, как тихий Дивеев».Для тех, кто хочет ощутить то особое чувство спокойного счастья и умиротворения, – эта с любовью составленная книга. В ней собрано богатое содержание
Полные глубокой мудрости слова преподобного Серафима Саровского – истинное духовное сокровище. В книге собраны все самые известные беседы и высказывания преподобного Серафима. Ласковые и утешительные слова святого подарят тепло, вдохновение и надежду, так нужные нашей душе.
Книга содержит мудрые высказывания на тему радости, любви, утешения и надежды одного из самых почитаемых православных святых – святого праведного Иоанна Кронштадтского. Добрые и искренние слова, открытое сердце святого, его всеобъемлющая любовь исцелят душевные раны и укажут верное направление на жизненном пути.
В бушующем море жизни нашу лодку захлестывает вода, кружит ветер, мы теряем направление и забываем о своей высшей цели. Но в любой, самый трудный день сияет верным светом путеводный маяк – святитель Иоанн Златоуст, известный на весь мир духовный учитель.Когда душа спокойна, она подобна тихой и прекрасной водной глади. Эта книга для тех, кто стремится к осознанной и осмысленной жизни, полной счастья и умиротворения. Вы узнаете о том, как черпать р
Существуют ли боги, и если да, то какие они, где они и чего от нас хотят? В чем смысл религии? Нужно ли бояться смерти? Зачем она и можно ли ее преодолеть? На эти и многие другие не менее важные вопросы в данной книге пытаются ответить люди, известные своим умением мыслить оригинально, усматривать в вещах и явлениях то, что не видно другим. Многих из них можно с полным основанием назвать лучшими умами человечества. Их точки зрения очень различны,
История знает немало примеров истинной дружбы. Ветхий Завет рассказывает об удивительных по своей глубине отношениях Давида и Ионафана. Святители Василий Великий и Григорий Богослов пронесли свою дружбу с юных лет до конца жизни. Сам Спаситель называет Своих учеников друзьями. Дружба в своем высшем проявлении – подвиг, служение и образ Царствия Небесного.Высказывания святых отцов и религиозных мыслителей, собранные в этой книге, призваны наставит
Мода – это не просто одежда. Это отражение эпохи, настоящее искусство. Она влияет на жизнь в целом: на живопись и дизайн, на литературу и технологии, на образ жизни и поведение людей, помогает им реализовать себя как в профессии, так и в творчестве. Кто же они – законодатели моды, культовые фигуры, которые создают историю этого искусства, делающего нашу жизнь прекраснее? Что они думают о творчестве, которому посвятили всю свою жизнь? Как рассужда
Фуфа Великолепная – так называли Фаину Раневскую близкие, коллеги и друзья. Казалось бы, она была удостоена всех возможных званий и премий, а полученные ордена складывала в отдельную коробочку с надписью: «Похоронные принадлежности». Казалось бы… Но тем не менее она большую часть жизни прожила в одиночестве и едва ли не в нищете. При том была она невероятно щедра, отдавая последние деньги знакомым и малознакомым людям, не надеясь получить их обра
В части 2 книги приведены структуры полей от источников, а также производство и уничтожение энергии, рождение холодной безмассовой плазмы, холодного ядерного синтез-распада. Рассмотрены механизмы природы холодного электричества и холодных плазмоидов типа шаровой молнии и шарового вихревого поля. Большое внимание уделено возможности производства антигравитационных оболочек-коконов вокруг поверхности твёрдых тел, уничтожения инертности тел и безыне
Что может быть общего у разделенных столетиями компьютерного аналитика и полковника французских драгун? Оба они волею судеб оказались на острие самой жестокой войны в истории человечества. Кто одолеет зло – ученый или солдат? Сокрушит ли врагов интеллект или грубая сила? А может, понадобится нечто совсем иное? Шерше ля фам…
В сборнике две книги – "Плач морской чайки" и "Керченские рассказы", объединенные одним сюжетом. В первой книге повествуется о событиях довоенного периода и периода Великой Отечественной войны на территории Керченского полуострова глазами подростка, пережившего эти нелегкие годы. Во второй – автором от первого лица описывается судьба главного героя повествования после войны, а также проводится исторический экскурс в прошлое, в ходе которого читат
Лучшая книга 2022 года по версии New York Post и Buzzfeed.Самая ожидаемая новинка по мнению The Millions, Bustle, Book Riot, The Nerd Daily, Goodreads.Что, если безобидное желание узнать больше о бывшей своего парня перерастет в настоящую одержимость?Двадцатичетырехлетняя сотрудница книжного магазина в Нью-Йорке Наоми Акерман отчаянно пытается написать свой первый роман, но никак не может найти идеальный сюжет. Когда после череды неудачных свидан