Иллюстратор Алёна Наливкина
Иллюстратор Elizaveta Roeder
Фотограф Элина Кузьмина
Дизайнер обложки Dmitrijs Štefans
© Элина Кузьмина, 2022
© Алёна Наливкина, иллюстрации, 2022
© Elizaveta Roeder, иллюстрации, 2022
© Элина Кузьмина, фотографии, 2022
© Dmitrijs Štefans, дизайн обложки, 2022
ISBN 978-5-0056-7463-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
«Осторожно принюхавшись к дымящейся чашке,
барышня неожиданно поняла, что влюбилась.
Причём не просто так, а на всю оставшуюся жизнь.
И да, разумеется, в напиток из странных зёрен»
Cборник «Кофейная книга». Составитель Макс Фрай
«…Выбирай: история или подарок.
Мармар позади пастуха вытаращила глаза и показала
мне один палец.
– История? – сказала я и вернула пастуху монету.
– Ну раз история, тогда пойдём…
…Всегда выбирай историю, – шепнула мне [Мармар]…»
Мария Фариса «Сказки для беспокойных»
Рига. Маленькое кафе в торговом центре. За соседним столиком расположилась женщина элегантного возраста со спутником. Мужчина к нам спиной, а женщина – лицом. Встретились глазами. Она невероятно мило и очень приветливо заулыбалась.
– Мы знакомы? – спрашиваю.
– Нет, – отвечает, улыбаясь ещё шире.
– Вы так счастливо улыбаетесь, – говорю я, – будто мы знаем друг друга.
– Так и правда же – вот оно, счастье. Сидим спокойно. Не спешим. Кофе отличный пьём. Пирожные вкуснейшие. Что ещё надо для маленького счастья?
– Ой, а мы тоже точно так же счастливы! – хохочем мы в ответ от нашего столика.
Этакая мимолётность. А долгое послевкусие потом осталось…
Так и запомним: один из рецептов счастья – неспешный кофе и десерт.
Франция. Юг. Села днём в маленькой районной кондитерской за уличным столиком с кофе и круассаном.
Напротив – сухонькая старушка лет девяноста. На её столике чашка уже выпитого кофе и тарелочка с крошками от выпечки. Рядом со стулом – большая магазинная сумка на колёсиках.
Садясь за свой столик, я поздоровалась. Мадам посмотрела мне в лицо расфокусированным взглядом вне времен, будто не осознавала реальности, а была в своём мире.
Я неспешно пила кофе и размышляла, что у сильно пожилых людей разряда долгожитель, бывает такой отсутствующий взгляд – они уже не тут, а плавают в прожитом или предвидят то, что уже за чертой перехода в иные измерения.
Но-таки мадам, молодец, думалось мне, не киснет дома, а сидит вот в уличном кафе! А ещё и после похода в магазин.
Я выпила свой кофе, понаблюдала с интересом жизнь вокруг, сходила ещё раз внутрь кафе, выхожу… А мадам чрезвычайно куртуазно и чувственно закуривает сигаретку и из облачка душистого дыма смотрит ясно и пристально мне в глаза, улыбается и… подмигивает!
О, неееет, опешила я, тут мыслями о черте впереди и нездешних измерениях и не маячит. Есть ещё порох и задор! Такая мадам ещё и замуж сходит, если что! Беру пример. Хотя и не курю.
Когда не знаешь, с чего начать – начни с кофе.
А с чего начинается день у самого кофе?
В любимом литовском городке Друскининкай в кафе CITY он начинается с ритуала: хозяйка проверяет официальные утренние показания погоды в разделе давления и влажности. В зависимости от данных, корректирует смесь сортов кофейных зёрен на предстоящий рабочий день.
Вы представляете такие тонкости?
Оказывается, разные кофейные бобы дышат по-разному. И влажность воздуха сильно на них влияет. Это как надо уважать свое дело, чтобы настолько неравнодушно учитывать микроскопические нюансы, влияющие на конечный результат! Некоторым всё-равно из какой чашки пить и что есть вприкуску, а тут – ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА и его воздействие на то, что пьёт клиент! Это настоящая любовь к кофе, правда?
Спасибо приятелям Гале и Мише, которые беседовали с этой хозяйкой на отдыхе в Друскининкае и поведали такие удивительные познания из жизни кофе.
Идём с подружкой Машей в магазин недалеко от наших домов. У огромной глухой стены супермаркета на лавочке сидит мужчина. Читает книгу. Никак не реагирует на жизнь вокруг. Рядом большая сумка. Из неё торчит горлышко бутылки.
Мы неспешно закупились и идём обратно. Мужчина всё сидит. Читает. Всё так же не реагирует на вибрации бытия. Нам стало любопытно, какие авторы в фаворе у таких мужчин с бутылками:
– Простите, пожалуйста, а можем мы Вас отвлечь и спросить, что Вы читаете?
Мужчина неспешно поднял на нас глаза, перефокусировался, помолчал и молвил:
– Хемингуэя, конечно. Кого ж ещё?
Пауза. Мы молчим. Улыбаемся.
– Хотите херес? – наш герой развернулся к сумке, полувытащил бутылку. Недешёвый бренд, однако!
«Иэээх, – оживилось моё подсознание, – как же мы уважаем отличный херес! Сейчас бы присесть рядом, неспешно и светло выпить, поговорить за литературу… Видно же, интеллегентный человек перед нами. Только рюмок-то нету, не пить же из горлá по очереди…»
– Ой, нет, что Вы, спасибо, – услышала я наши с подругой голоса. – Нам достаточно и Хэмингуэя.
Через пару дней увидела этого же мужчину из окна автобуса. Там же. С книгой. Очень хотелось выскочить и спросить…
Хотя зачем спрашивать?
Хэмингуэй, конечно, кто ж ещё?
В магазине на кассе передо мной заскорузлый мужичок звонко стрекочет кассиру:
– Здрасьте второй раз! Вот! Забыл взять! А ведь есть правило: сам не поешь, а животное накорми! Виноват, виноват, только о себе подумал! Эх, мать твою!
– А что взял гражданин, уж извините? – интересуюсь я с улыбкой у кассира, когда подошла моя очередь, – не успела заметить, а интересно.
– Хорошую еду кошке, – кассир тоже заулыбалась, – дорогой корм! А до этого приходил утром и пару бутылок пива купил. Наш постоянный покупатель. Товарищ пьющий. Но очень, ОЧЕНЬ заботливый.
Мы звонко хохочем вместе с кассиром.
А я вношу в копилку жизни мудрость: Сам можешь не поесть, но подопечную скотину накорми! Ведь нет назойливее «будильника» в пять утра, чем голодная домашняя кошка, правда?
В литовском городе Друскининкае – ярмарка в честь Дня Летнего Солнцестояния (Jonines). Я зависла на одном из прилавков с льняными изделиями. Выбираю сувениры и подарки близким.