Историю американской архитектуры можно рассматривать как историю взаимопроникновения двух миров – знакомой нам европейской цивилизации, вторгшейся в 15 веке на американский континент с Христофором Колумбом, и почти исчезнувшей культуры народов, населявших Америку с доисторических времен.
Благодаря возрождению интереса к историческому наследию коренного населения Америки и сопутствующим ему исследованиям, мы теперь знаем, что европейцы обнаружили на открытых ими землях высокоразвитую цивилизацию. Столица ацтеков Tenochtitlan, ко времени завоевания ее Кортесом в 1519 году, превышала размерами и населением (400 тысяч человек) любую современную ей европейскую столицу (население Лондона едва насчитывало 80 тысяч). Менее изучена, но не менее интересна Mississippian civilization со столицей в Cahokia около современного East St Louis, Illinois. В период расцвета – к началу 12 века – город занимал более 6 квадратных миль и его население превышало 40 тысяч человек. На протяжении половины тысячелетия цивилизация контролировала территорию от восточной Дакоты до Джорджии и оставила глубокий след в истории Америки.
Мы последуем совету М.Gelernter и будем исследовать архитектуру Нового и Старого Света параллельно, двигаясь из глубины веков к нашему времени, рассматривая социальные, природные и техногенные аспекты формирования различных стилей, предпосылки их появления, забвения и возрождения. Такой подход позволит выявить региональную и историческую специфику развития архитектурных идей, увидеть и объяснить различия и схожесть двух культур, имеющих общие истоки.
В соответствии с данными современных антропологии и этнографии, предки американских индейцев заселили материк в конце последнего ледникового периода, предположительно за 9000 лет до нашей эры. Они пришли с территории современной России через Берингов пролив, который в те времена был вполне пешеходным из-за низкого уровня Мирового Океана, еще не получившего удерживаемую ледником воду.
Что побудило древние племена двинуться на поиски новых земель? Что представляла собой жизнь их предшественников со времен возникновения первых человеческих поселений? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в настоящей главе.
Примитивные Гуманоиды, обитавшие на планете миллионы лет назад, прошли долгий путь развития до момента создания первых орудий охоты, войны и труда. Древнейшие свидетельства подобного исторического прорыва найдены около Пекина в Китае и отстоят он нашего времени почти на 400 тысяч лет.
Существо же, известное как Homo sapiens появилось только 40–50 тысячелетий назад. Наш предок был великим воином и охотником. Он умудрился выжить в битве с климатическими и биологическими силами планеты во многом благодаря идее использования для жилья естественных пещер, которыми изобиловали склоны Пиренейских гор.
Во времена последнего ледникового периода (80–10 тысяч лет тому назад) Ледник покрывал большую часть территории Европы и Северной Америки. Единственной пригодной для существования местностью в Европе была ее юго-западная часть, защищенная горами от северных ветров. Травянистые склоны, увлажненные ледниковой водой, давали приют бесчисленным стадам животных. Этот затерянный уголок планеты стал на многие тысячелетия домом для доисторического человека. Отсюда началась история нашей цивилизации.
Во избежание будущих разночтений, начнем с определения временных границ основных исторических эпох. Для тех, кто не встречался с подобными терминами:
Наши пещерные предки, обитавшие в предгорьях Пиренеев в течение Paleolithic Era, сумели великолепно приспособиться к условиям окружающей среды. Реки были богаты рыбой, долины – дичью. Пещеры хранили тепло зимой и прохладу летом. Они предлагали сухое и защищенное от хищников жилье, которое было настолько комфортным, что необходимость в строительстве не возникала на протяжении почти 20 тысяч лет.
Два основных племени – Aurignacians и Magdalenians впервые за всю историю молодого человечества не должны были ежеминутно сражаться за существование – наступило время пробуждения творческой активности. Человеку Палеолита мы обязаны изобретением топора, огнива, наконечников для стрел и копий. Это было время создания вторичных орудий, развития навыков сверления, затачивания и полирования. Люди накопили умственный потенциал достаточный для перехода к следующему технологическому уровню. Для решительного шага не хватало побудительного мотива.
Наконец, около 25000 ВС циклонические штормы, бушевавшие над Африкой на протяжении почти 100000 лет переместились в Европу. Повышение температуры вызвало таяние льдов и ливневые дожди. Отступающий ледник оставлял за собой непроходимые леса. Стада двинулись на юго-восток в поисках новых пастбищ. За ними последовали люди. Обитатели когда-то благодатных долин вынуждены были вернуться к жестокой борьбе за выживание.
Magdalenians нашли пригодные для жизни земли на территории юга современной России. Плодородные степные почвы могли прокормить животных и людей, но не предлагали привычного убежища – пещер. Движимый древнейшим инстинктом самосохранения, наш предок, наконец построил свой первый дом. Укрытие, подобное найденному на территории Чехословакии (рис. 1.1.), датируемое почти 25000 ВС, стало первым из известных созданных человеком жилищ.