Граница между историей и легендой раньше была зыбкой. Люди не всегда были так влюблены в факты. И, честно говоря, это сделало исторические отчеты и хроники намного интереснее для чтения. Кого волнует, что многое из того, что мы читаем, легендарно? Это неплохое слово в моей книге.
Одним из самых известных примеров такого полулегендарного, полуисторического героя древней Руси является князь Олег Провидец.
Принц Олег Провидец (что означает «ясновидящий» или «пророк») – одна из самых загадочных фигур в ранней русской истории. Он был либо родственником Рюрика, полумифического варенгийца, объединившего Русь, либо его главного полководца. Но он сделал для объединения Руси гораздо больше, чем Рюрик. Когда сын Рюрика Игорь был еще ребенком, Олег захватил Смоленск и Любеч, оба важных города. Он также обманом убил киевских князей Аскольда и Дира и сделал его культурным и политическим центром Руси.
Все разрозненные группы славян пришли к признанию его суверенитета как «Великого князя» Руси.
Он также добился больших успехов во внешних делах. За двести лет до Олега хазарский каганат успешно требовал дань с восточнославянских земель. Олег был первым, кто сражался с ними открыто, и он почти всегда добивался успеха. Ему даже удалось заставить Византию сесть и обратить на себя внимание. Во время его правления русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией. Византия также предоставила им практически неограниченное количество материалов и ремесленников для ремонта их лодок.
По этим причинам некоторые историки предпочитают считать Олега, а не Рюрика, истинным объединителем Руси. Однако, если этот список достижений звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, вероятно, так оно и есть.
Олег в народе наиболее известен нападением на Константинополь, после чего получил свое прозвище «Провидец». Согласно Летописям, князь собрал две тысячи кораблей, каждый из которых был способен перевозить сорок воинов. Тогдашний император Лев VI «Философ» был так напуган при одном виде такой армии, что закрыл внутренние ворота города, оставив окраины Византии открытыми для разграбления.
После этого перепуганные до смерти римляне должны были предложить Олегу дань и мир. Согласно этому мирному договору 907 года, русские купцы получили право на беспошлинную торговлю, как я уже упоминал выше.
Однако, хотя практически в каждом русском средневековом источнике упоминается об этом вторжении, большинство историков считают это не более чем легендой. Прежде всего, ни в одном византийском источнике об этом не упоминается, хотя аналогичные вторжения со стороны славян были зафиксированы как в 860, так и в 941 году. Мирный договор 907 года также вызывает больше вопросов. Похоже, это компиляция нескольких других договоров, в том числе одного из 911 года, когда Олег, по-видимому, отправил посольство в Византию для подтверждения мира.
Более того, точное описание возвращения русских с добычей звучит так, словно оно было скопировано из предыдущих отчетов. Во-первых, предполагалось, что их паруса были сделаны из золотого шелка, деталь, которая встречается в рассказе той же Летописи о возвращении князя Владимира из Византии после его крещения.
Другая претензия Олега на известность проистекает из популярной народной песни, в которой описывается эпизод, также встречающийся в Хронике. Согласно этой традиции, друид предсказал, что Олег будет убит его собственным любимым конем. Убитый горем из-за этого пророчества, Олег приказал отнять у него коня. Он вспомнил о пророчестве только много позже, спустя годы после того, как его любимый конь умер.
Смеясь над друидами, Олег пошел посмотреть на место, где лежат кости его коня. Когда он поставил ногу на череп коня, он сказал: «Это то, чего я должен бояться?» В этот самый момент из черепа вышла ядовитая змея и укусила принца.
Трудно определить точную дату смерти Олега по Летописи, тем более что оригинальная рукопись переписывалась много раз. Все, что мы знаем наверняка, это то, что Эрвард-Оддр – вымышленный персонаж, который, вероятно, был придуман не ранее 13го века. Возможно также, что трагическая смерть от укуса змеи – это скандинавский сюжетный ход, который проник на Русь вместе с варенгийцами, найдя свою окончательную русскую форму в полулегендарных традициях, окружающих князя Олега. Однако некоторые историки настаивают на том, что Эрвард-Оддр и Олег на самом деле одно и то же лицо, и оба вымышлены.
Возможно, что это военное приключение описано арабским писателем Аль-Масуди (иногда называемым арабским Геродотом). Аль-Масуди описывает флот из 500 русских кораблей, атаковавших Керченский пролив в 912 году, во главе с двумя воинами, которых он называет «Ад-диром и Ольвангом». Этим вторым лидером на самом деле мог быть Олег.
История этого вторжения была следующей. Хазарский хан позволил руси пройти через реку Дон к Волге, а оттуда в Каспийское море. Взамен он должен был получить половину их военной добычи. Целью этого приключения были легендарные богатства самой Персии. Одним из результатов этого вторжения стало почти полное уничтожение персидского Азербайджана.
Когда добыча из «Персии» вернулась к хазарам, некоторые мусульманские наемники хана были настолько возмущены смертью своих собратьев-мусульман в Азербайджане, что решили напасть на русских. Хазарский хан не предупредил своих русских «союзников», и, согласно Новгородской летописи, 30 000 русских были убиты во время внезапного нападения. Остальные бежали вверх по Волге, но были добиты болгарскими воинами.
Некоторые историки предпочитают эту версию смерти Олега более легендарной.