История станицы Каладжинской уходит своими корнями в середину XIX века, когда неподалеку от просуществовавшего восемь лет на правом крутом берегу Лабы укрепленного поста, у слияния рек Большой и Малой Лабы была заложена сама станица. Происходит это во время Кавказской войны 1817—1864 года, когда Российской Империи, оттесняющей черкесов в горы, нужны новые опорные пункты, для завоевания и сохранения земель в Закубанье, а также для пресечения потока работорговли.
Однако можно ли, говоря об истории Каладжинской, не упомянуть историю человеческих поселений в этих местах, предшествовавших ее основанию? Ведь заселение человеком берегов Лабы произошло более пятисот тысяч лет назад, когда сюда из Африки переселились первые архантропы, позже, около ста тысяч лет назад, за ними пришли неандертальцы, а потом и кроманьонцы. Волна за волной накатывались на междуречье Большой и Малой Лабы народы. Кого здесь только не было. Об этом нам могут рассказать многочисленные археологические памятники, сохранившиеся до наших дней.
Но и на этом рассказ об истории этой земли вряд ли закончится. Без повествования о том, как она, эта земля, собственно, образовалась, как формировался ее рельеф, какие животные и растения в разное время выбирали ее для своего обитания, он, этот рассказ, был бы не полным.
И уж раз мы заговорили о доисторических животных и растениях, и о том, как формировалась местная флора и фауна, нельзя было бы не упомянуть и о нынешней природе этих мест.
А для того, чтобы книга окончательно в себе отразила все, чем богата эта земля, стоит рассказать о достопримечательностях самой станицы Каладжинской и о достопримечательностях ее окрестностей.
Таким образом, у нас сформировался план повествования. В первой главе пойдет рассказ об истории станицы от ее основания и до наших дней. Из второй главы вы сможете узнать историю заселения человеком Лабинской долины. Третья глава расскажет о формировании самой земли, начиная от совсем далекого нам палеозоя, и заканчивая приходом в долину Лабы первых представителей человеческого племени, когда облик нашей планеты, климат, флора и фауна этой местности сформировались почти окончательно.
В четвертой главе рассказ пойдет о природе в окрестностях станицы, о ее флоре и фауне. А пятая и шестая главы вберут в себя всю информацию о достопримечательностях станицы, коих немало, и о том, что интересное можно увидеть в радиусе 50 километров от нее.
И вот теперь, когда все точки над «i» расставлены, можно переходить непосредственно к повествованию.
Ущелье в окрестностях станицы Каладжинской
Глава I. История станицы Каладжинской
Официальный отсчет своей истории станица Каладжинская ведет с 9 октября далекого 1861 года, когда неподалеку от Каладжинского укрепления у слияния рек Большой и Малой Лабы и была заложена станица.
Остатки Каладжинского укрепленного поста (который был основан в 1853 году и просуществовал восемь лет вплоть до основания самой станицы), расположенные на круто обрывающейся к Лабе горе, в наши дни называют крепостью. Пост имел свои огневые точки, в которых находились пушки. Были в нем земляные укрепления, пороховой погреб и подвалы, предназначенные для хранения провианта. Обороной поста занимались несколько десятков солдат.
Для чего здесь, на берегу Лабы, нужен был укрепленный пост? Чтобы понять, обратим свой взор вглубь времен на несколько лет раньше. Своим основанием пост, как и станица, обязан Кавказской войне 1817—1864 гг. Нас в этом временном отрезке интересует 1832 год, когда из девяти линейных кавказских полков образовалось Кавказское линейное казачье войско. Напомним, что до этого момента, а точнее с конца XVIII века, Кавказская укрепленная линия проходила от устья Лабы до Ставрополья и охранялась она донскими казаками. Именно из них, а также из переселенцев в 1832 году и было образовано КЛКВ.
С 30-х годов XIX века началось активное расширение войсковой территории в земли Закубанья, а равнину между Лабой и Кубанью называли Новой или же Лабинской линией (так как кордонная линия была перенесена с Кубани на Лабу). Река Лаба стратегически рассматривалась с двух точек зрения: первая – как граница мятежных абадзехов и мирных горцев, вторая – имеющая важное значение оборонительная линия запада Закубанья. Высокий правый берег Лабы открывал прекрасный вид на лежащие на противоположном берегу равнинные окрестности и мог быть использован как естественная преграда. Именно география этой территории предполагала выгоды новой кордонной линии.
Внедрение в Закубанье, по решению Царского правительства, осуществлялось путем создания системы военных укреплений. Отряд, сформированный под командованием генерала от кавалерии, барона Григория Христофоровича фон Засса, медленно, ведя короткие бои с горцами, продвигается в Закубанье к территории, расположенной между реками Белой и Лабой, оставляя за собой, созданные им новые укрепления – Махошевское, Зассовское, Темиргоевское, Михайловское, Новодонецкое и Георгиевское. Укрепления служат как плацдармы для долговременных походов на Белую. В них можно хранить запасы оружия, фуража и провианта. Кроме того, они используются для защиты от набегов, совершаемых горцами.
С осени 1841 года неподалеку от укреплений появляются станицы Лабинская, Урупская, Чалмыкская и Вознесенская. А в приказе от 25 марта 1843 года мы читаем: «Государь император высочайше повелел соизволить: из переселяемых на Лабинскую Линию четырех станиц Кавказского линейного казачьего войска составить особый полк, которому именоваться Лабинским Линейным казачьим полком»1. Так планомерно началось вытеснение черкесов в горы и заселение завоеванных земель казаками.
В 1853 году у слияния Большой и Малой Лабы на крутом правом берегу появляется Каладжинское укрепление. А к 1860 году Новая линия, начинаясь от укрепления Каладжинского и пролегая до станицы Бесстрашной, составляет со Старой линией единое целое под управлением КЛКВ.
Приказом Кавказской армии от 1 апреля 1861 года объявляется о создании в Закубанье пятнадцати новых станиц. А 13 апреля 1861 года начштаба войск Кубанской области в предписании №2444 излагает свои мысли по заселению станицы Каладжинской. Суть их сводится к тому, что в большинстве своем поселянами должны стать не казаки (хоть они и были приспособлены жить в этой пограничной зоне), а нижние чины Кавказской армии с семьями.
И вот, с освещения церкви святого апостола Иоанна Богослова, 9 октября 1861 года на карте Закубанья возникает новая станица – Каладжинская, с конца 1860-х годов по 1870 год именуемая поселком. Для сохранения оборонительной мощи новое поселение обнесли частоколом из 5—6 метровых заостренных бревен. В частоколе были ворота с двух сторон. Их запирали на ночь, и часовые охраняли покой станичников.