Приволжский город, известный со второй половины 12 века. Город с таинственным названием Городец. Провинциальный, тихий, уютный, с узкими улочками, старинными постройками и новыми домами. Любимый городчанами и туристами. Красивый, со своим характером и настроением. О Городце по всему миру идет добрая слава.
О названии Городца существует много версий и легенд. Одни их краеведов полагают, что Городец – это ументшительно-ласкательное к слову «город», а иные высказывают мнение, что название городу дал Юрий Долгорукий в память о Днепровском Городце, из которого его изгнал племянник Изяслав. Предание гласит, что в древности реку Волга называли Ра и в связи с этим возникло название Городец-Радилов (Городец на Волге). Городец посещала Екатерина Вторая, был проездом Пётр Первый, Юрий Владимирович Долгорукий, здесь умер князь Александр Невский. Современные ученые и политики также посещиют древний город. Так в 2016 году в Городце был Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев, губернатор Нижегородской области В.П.Шанцев.
В древние времена Городец-защитник Руси, центр торговли, родоначальник многих ремесел. Теперь – туристический центр, город с богатой историей и интересным будущим.
Древнейшая история Городца
Древнейшим периодом истории Городца следует считать время от его возникновения до закладки Нижнего Новгорода Юрием Всеволодовичем в 1221 г.
Точная дата основания Городца неизвестна, но впервые он упомянут Лаврентьевской летописью в 1152 году как уже существующий город-крепость. Городе́ц Ради́лов – летописное название Городца на Волге. Город основан по повелению Юрия Долгорукого, вероятнее всего, между 1152 и 1157 гг. в связи с потерей этим князем своего последнего оплота в Южной Руси – Городца Встерского (Остерского) и необходимостью защищать территорию Северо-Восточной Руси от набегов волжско-камских болгар.
В 1155 году князь Юрий Долгорукий переехал жить во Владимир, оставив Городец своему сыну князю Василию, основавшему на Волге небольшую крепость – Василёво (ныне город Чкаловск). Она играла большую роль в экономической жизни Городца-Радилова, являясь связующим звеном. Князь Василий – миролюбивый администратор – продолжал строительство земляного вала, укреплял экономику, торговлю, оборону города. Однако в скором времени мирное княжение его окончилось. В 1164 году от Владимирского князя Андрея Боголюбского пришёл наказ князю Василию: собраться со своей дружиной к Муромскому князю и идти вместе на булгар. И вот дружины трёх князей отправились в поход, разбили булгар, оттеснили их от русской границы. Много пленных попало в Городец-Радилов, где они использовались по возведению земляного вала.
На сайте «Волжский перекресток записано так:
В 1171 году, после смерти Василия, князь Андрей Боголюбский назначил в Городец-Радилов на княжение Мстислава, своего сына, внука Юрия Долгорукова. Мстислав в 1171 году, соединившись с муромской и рязанской дружинами, выступил войной на булгар, одержал победу. Только в этом году впервые в летописях упоминается город Городец-Радилов, участвующий в походах. Тридцать лет прожил Городец-Радилов без войны и походов, занимаясь строительством земляного вала, развитием торговли, промыслов и ремёсел.
Булгары в 1184 году совершили нападение на Городец-Радилов, но не могли его взять: не преодолели военную оборонительную крепость – земляной вал.
В летописи говорится так:
«Булгары, премного пакости сотвориша возле Городца-Радилова, подвергли опустошению окрестные поселения».
Зимой 1237 – 1238 гг. Городец Радилов был разрушен татаро-монголами Батыя, но позднее возродился.
Географическое положение Городца-Радилова благоприятствовало ему иметь выгодное в стратегическом отношении положение. Оно определило его как мощную военную крепость в том месте, где выходил путь от Владимира, Боголюбова и Суздаля, Ростова-Ярославского к среднему течению Волги. По этому пути шли войска против булгар, и сам Городец-Радилов был не только крепостью, но и военно-транспортной базой. Здесь стоял флот и проходило снаряжение войск. Отсюда они спускались к устью Оки, где объединялись с войсками муромских и рязанских князей. Военное предназначение Городца, возникшего на землях, граничивших с Волжской Булгарией, сомнений не вызывает, а вот представление о его малых размерах исчезает сразу же после знакомства с мощной системой укреплений, остатки которых видны и сейчас.
В 1185—1186 годах Городец впервые фигурирует как место сбора владимирской рати для похода на Булгарию. Тот поход, предпринятый по инициативе великого владимирского князя Всеволода, был «местного значения», но традиция – собирать полки, идучи на булгар, в Городце, с этого момента устанавливается прочно. Уже с 1185 года городецкий полк упоминается отдельно от владимиро-суздальских сил.
Серьезные исследования по истории Городца, в том числе периода XII – XV вв., отсутствуют. Город, входивший в двадцатку крупнейших городских поселений Древней Руси, не получил имени? Когда, кем и при каких обстоятельствах он был основан? Какие цели преследовали основатели столь значительного городского поселения на самой границе русских земель?
При поиске ответов на эти вопросы выясняется, что у Городца не просто нет имени: проблема в том, что у него нет научной истории. Есть лишь летописные подтверждения. Вероятно, тень «царственно поставленного» Нижнего Новгорода заслонила в глазах историков Городец, превратив его в «младшего собрата». Нет и окончательной ясности и с названием поселения: Городец-на-Волге, Городец-Радилов или… Малый Китеж?
В краеведческой литературе утвердилась точка зрения об основании Городца в 1152 году Юрием Долгоруким, принятая и рядом официальных изданий, хотя большинство историков относит наиболее вероятное время основание города к годам княжения Андрея Боголюбского. Документальную историю Городца можно вести с 1172 года, когда он был упомянут Лаврентьевской летописью в связи с походом князя Мстислава Андреевича на Волжскую Булгарию.
Источниковой базой исследования стали летописные своды XIV – XV вв., сохранившие более раннее летописание. Важнейшим из этих сводов следует считать Лаврентьевскую летопись, сохранившуюся в единственном пергаменном списке 1377 г. К известиям летописи Лаврентия, относящимся к истории Городецко-Нижегородского региона, практически ничего не могут прибавить другие памятники владимирского происхождения – Радзивилловская летопись и Летописец Переяславля Суздальского. Для изучения начальной истории Городца чрезвычайно важны и интересны известия новгородских летописей, иногда сообщающих то, о чем предпочитали умалчивать летописцы великих князей владимирских.