Из книги похорон (том II)
Сообщил Абу Зарр: «Сказал Посланник: «Некто явился ко мне от Господа моего и сообщил благую весть, что если кто-либо из моей общины умрет, не придавая Богу сотоварищей, то вниидет в Рай». Я спросил: «Даже если он прелюбодействовал или воровал?» Он сказал: «Даже если он прелюбодействовал или воровал».
Сообщил ал-Бара ибн Азиб: Посланник Божий повелел нам семь вещей и запретил нам семь. Он повелел нам следовать за похоронными шествием, навещать больных, соглашаться на приглашения, помогать угнетаемым, исполнять обеты, отзываться на приветствия и отвечать чихнувшему. Он запретил нам серебряные сосуды, золотые кольца, шелк, дибадж, кисси, и также истибрак. (Чихнувшему, который произнес «Хвала Аллаху!», необходимо ответить:
Да будет Аллах милостив к тебе!»
Ди-бадж, кисси и истибрак – виды одежды из разных сортов шелка. Здесь и далее примеч. М.А. Родионова).
Сообщила Аиша: Абу Бакр прибыл верхом на лошади из ас-Сухна, где он жил. Спешился, зашел в мечеть и не говорил с людьми, пока не вошел к Аише и не направился к Пророку, накрытому узорчатым покрывалом. Он открыл его лицо, затем опустился на колени, поцеловал его и заплакал, восклицая: «Отец мой и мать да будут выкупом за тебя, о Пророк Божий! Не соединит Бог для тебя две смерти. Ты почил той смертью, что была предначетана для тебя!»
Сообщил Абу Салама: Известил меня Ибн Аббас, что Абу Бакр вошел туда, где Омар обращался к людям, и сказал ему: «Сядь!» но Омар противился. Тогда Абу Бакр произнес шахаду, и люди склонились к нему, оставив Омара.
Абу Бакр сказал: «А после сего, если кто-то из вас поклонялся Мухаммаду, так Мухаммад умер, а если вы поклоняетесь Богу, то воистину Бог жив и не умрет вовек. Бог Всевышний сказал: «И Мухаммад – только Посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?» (Коран 3:144).
(Абу Салама добавляет:) «Ей-Богу, казалось, люди не ведали прежде, что Бог ниспослал этот айат, пока не прочитал его Абу Бакр, и услыхавшие этот айат начали повторять его».
Сообщила Хариджа ибн Зайд: «Умм ал-Ала, женщина из ансаров, присягнувшая Пророку, рассказывала: «Мухаджиры распределялись среди нас по жребию. Нам достался Осман ибн Мазун, и мы приняли его в наше жилище. Он заболел и от этой болезни скончался. Когда он умер и его обмыли и обрядили в саван, пришел Посланник Божий, и я сказала: «Да смилостивится над тобой Бог, а Абу ас-Саиб (Осман ибн Мазун)! Свидетельствую, что Бог вознаградил тебя!»
Пророк спросил: «Откуда дано тебе знать, что Бог вознаградил его?»
Я отвечала: «О Посланник Божий, да будет мой отец выкупом за тебя! Кого же еще вознаграждать Богу, как не его?»
Он сказал: «Ясно, что его постигла кончина. Клянусь Богом, я желаю ему благого удела, но, клянусь Богом, я не ведаю, как Он поступит даже со мной, а ведь я – Посланник Божий».
Она сказала: «Ей-Богу, после сего я больше никогда ни о ком не судила».
Сообщил Джабир ибн Абдаллах: Когда мой отец пал в бою, я снял покрывало с его лица и зарыдал, а меня удерживали. Но Пророк не удерживал меня. Тогда начала рыдать и тетка моя, Фатима. И он сказал: «Будешь ли ты рыдать или не будешь, ангелы все равно осеняют его крылами своими с тех пор, как вы подняли его (тело)».
Сообщил Мухаммад: Умм Атийа сказала: Одна из дочерей Пророка скончалась, и он вышел и сказал женщинам: «Обмойте ее трижды, или четырежды, или, если сочтете нужным, более того водою и (листьями) сидра; положите затем камфору или немного камфоры; а когда закончите, известите меня». Умм Атийа добавила:
«Когда мы закончили, то известили его, и он дал нам свой изар и сказал:
«Заверните ее в него».
(Порошок из сухих листьев дерева сидр используется вместо мыла; изар – кусок ткани, которой обматывают торс).
Сообщила Аиша: Саван Посланника Божьего состоял из трех кусков ткани, среди коих не было ни рубахи, ни тюрбана.
Сообщила Зайнаб, дочь Абу Саламы: Когда весть о смерти Абу Суфйана пришла из Сирии, Умм Хабиба на третий день попросила желтый корень, умастила щеки и лоб и сказала: «Воистину, я не поступила бы так, если бы не слышала как Пророк говорил: «Не разрешено женщине, верующей в Бога и в Последний день, соблюдать траур более трех дней, если это не муж ее, по коему надлежит скорбеть четыре месяца и десять дней».
(Желтый корень, или куркума, традиционно применяют в арабской косметике).
Сообщил Анас ибн Малик: Пророк шел мимо женщины, рыдавшей у могилы, и сказал: «Побойся Бога и терпи». Она ответила: «Ступай прочь, ибо тебе неведомо мое горе!» А она не узнала его. Ей сказали: «Это – Пророк, да благословит его Бог и да приветствует!». И она пришла к дверям Пророка и не нашла возле них привратника. Она сказала: «Я не узнала тебя». Он ответил: «Воистину, главное при невзгодах – терпение».
Сообщил Усама ибн Зайд: Дочь Пророка послала за ним: «Мой сын задыхается, приди к нам!» Он отослал вестника с миром, сказав: «Истинно, что Бог забирает, то – Его, и что дает, то – от Него, и все, что от Него, дается (в сей жизни) на определенный срок, посему терпи и надейся!»
Она снова послала за ним, заклиная его прийти. Он поднялся, а с ним Саад ибн Убада, Муаз ибн Джабал, Убай ибн Кааб, Зайд ибн Сабит и другие мужи.
Пророку Божьему поднесли едва хрипящего младенца. Сказал (передатчик):
«Кажется, (Усама)добавил: «Как будто это был бурдюк». И на глаза Пророка навернулись слезы.
Саад спросил: «О Посланник Божий, что это?» Тот ответил: «Это – милость, вложенная Богом в сердца рабов Его, а Бог милостив только к тем из рабов Своих, кто сам способен на милость».
Сообщил Анас ибн Малик: Мы присутствовали на погребении одной из дочерей Пророка, а он сидел у могилы. И я видел слезы на глазах его. Он спросил:
«Есть ли среди вас тот, кто не имел плотского соития этой ночью?» И сказал Абу Талха: «Я!» Сказал Пророк: «Спускайся!» И тот спустился в могилу ее, (