В 2015 году для решения логистических задач российские компании в основном использовали западное оборудование. В стране никто не занимался созданием устройства «два в одном», которое учитывало бы как габариты, так и вес грузов. В логистической сфере не рассматривалось оборудование, сделанное в России. Мне кажется, если бы можно было писать «только не российское», так бы и указывал в запросе на закупку.
Большинство предпринимателей в то время думали: «Зачем нам делать свое, если за нас уже это сделали?» или «Даже если я что-то сделаю, то не смогу конкурировать с европейскими или американскими компаниями». Это мышление приводило к тому, что в России не было производства складского оборудования, а тем более и оборудования для измерения габаритов и веса. В целом, тренд производства в России тогда отсутствовал, и люди автоматически предполагали, что все сделанное в стране, – низкого качества. Честно говоря, я тоже.
Зарубежные компании заходили на российский рынок через партнеров, предлагая свое оборудование. В своих регионах они уже чувствовали себя уверенно и стремились к расширению. На тот момент рынок оборудования для измерения габаритов и веса в России был небольшим или практически отсутствовал. В таких условиях очень сложно делать прогнозирование спроса в случае, если вы хотите продавать оборудование, а тем более – производить.
У российских компаний не было причин внедрять оборудование для измерения габаритов и веса, поскольку куда бóльшая и более понятная потребность была в простом весовом оборудовании. Применение западного оборудования для измерения габаритов и веса на практике не всегда оказывалось эффективным.
Высокая стоимость оборудования, которую устанавливали дилеры, особенно в сравнении с заработной платой в сфере складской логистики, делала его малодоступным. Например, оборудование стоило 500–800 тысяч рублей, в то время как сотрудник мог за 30–40 тысяч рублей в месяц выполнять необходимые измерения и другие функции на протяжении двух лет или больше.
Ручные методы измерения, такие как линейка или рулетка, были распространены, поскольку не все умели интегрировать западное оборудование с WMS[1] и не всегда была возможность провести эту интеграцию. В России в тот период складская логистика была технологически слабо развита, и количество внедрений WMS было невелико. Про оптимизацию складского пространства вообще никто не думал: на складах было много свободных площадей. По данным одного из ведущих агентств недвижимости NF Group, в 2015 году совокупный объем свободных складских площадей находился на рекордном уровне за всю историю наблюдений, и только в Московском регионе он составлял более 1 млн м>2 качественных складских площадей.
Самым сложным моментом была интеграция оборудования. Документация часто была написана на иностранных языках, а метод интеграции основывался преимущественно на обмене данными через порты COM/USB, по которым можно было получить лишь информацию об измерениях без возможности структурировать протокол и данные в соответствии с требованиями каждого конкретного случая. В связи с этим устройства часто оставались неинтегрированными в системы клиента, что снижало их эффективность из-за дополнительного ручного труда по переносу информации. Отдельно отмечу, что уровень подготовки IT- специалистов в складской логистике в то время был крайне низким.
Западное оборудование могли позволить себе либо иностранные компании, либо немногие российские фирмы. Тем не менее небольшой рынок все же существовал.
Если в России было сложно найти основания для внедрения автоматизации процесса измерения, то на иностранных рынках эффективность формировалась благодаря высокой стоимости труда и требованиям к автоматизации.