У каждого человека в определенные моменты жизни появляется желание, потребность поговорить с Богом. Благодаря молитве мы можем обратиться к Господу за помощью и поддержкой, можем восполнить жажду бо-гообщения. Попытаемся разобраться в том, что такое молитва, как и когда можно и нужно прибегать к ней, какое место молитва занимает в жизни каждого из нас, живущего в XXI веке, в мире, который стремительно развивается и меняется. Молитва – это разговор человека с Богом. Беседа, в которой человек рассказывает Богу о себе и своей жизни, а Господь внимает этому и направляет каждого.
Когда мы разговариваем с другим человеком, то в зависимости от обстоятельств, характера и даже настроения нашего собеседника стараемся подобрать нужные слова – чтобы быть услышанными. Когда мы говорим с Богом, то можем в своем сердце искать те слова, которые будут звучать откровенно, честно перед лицом Божиим. Бог – это абсолютная Правда и Истина, и именно поэтому к делу молитвы каждому человеку важно приступать с осознанием того, каков он, что чувствует и ощущает, какие эмоции им движут. Каков я на самом деле и каким меня видит Бог? Некогда отрок Самуил на призыв Божий отвечал кратко и очень верно: «Вот я, Господи». Каждый из нас в молитвенном диалоге с Творцом может осмыслить важность и возможность такого общения, когда к Богу можно обратиться и открыто рассказать о себе, своих переживаниях и чувствах.
Нужна ли нам молитва? Как правильно настроить себя на молитвенный лад? Что делать, когда молиться хочется, а я не знаю ни одной молитвы? Эти вопросы всегда волнуют человека. Нам свойственно и естественно искать связь с Творцом. Блаженный Августин писал, что Господь создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Нем. Молитвенный опыт имели и имеют множество людей. Имеем его и мы с вами. У каждого человека есть такой опыт. Все мы в своей жизни обращаемся к Богу. Кто-то вдумчиво, кто-то – просто по привычке произносит слова молитвы… Как сделать так, чтобы наша молитва стала регулярной и осознанной, чтобы беседа с Богом приносила нам то успокоение, о котором пишет блаженный Августин? Об этом мы и попытаемся порассуждать.
Какой может быть молитва?
В Евангелии ученики Господа нашего Иисуса Христа просят Его научить их молитве (1 1-я глава Евангелия от Луки). Когда мы читаем эти строки, у нас может возникнуть вопрос: неужели апостолы, выросшие в традиции ветхозаветной религии, которая предполагала регулярное посещение синагоги, не умели молиться? Конечно, они видели, как молятся учителя израильские, видели, как молились их родители и родственники, они и сами молились. И видели, как молится Христос. Очевидно, что между его молитвой и молитвой в привычном понимании тогдашних людей была какая-то разница. Мы также прекрасно понимаем, что молитва может быть формальной. Она может быть и корыстной – когда нами движет не желание говорить с Богом, а только лишь необходимость получить от Него помощь.
Особенно часто это бывает, когда мы молимся святым. Блаженная Матрона, великомученик Пантелеимон, святитель Николай Чудотворец… чаще всего этих святых мы просим о помощи в житейских нуждах и о даровании здоровья. Что мы знаем об их жизни, почему именно к ним обращаемся с молитвой? Открыв книгу житий святых, с удивлением обнаружим, что здоровья и жизненных благ мы просим у тех, кто вовсе не думал о своей жизни и о своем здоровье. Юноша из Нико- мидии по имени Пантелеимон был казнен за то, что исповедал себя христианином, святитель Николай несколько лет провел в заточении, а блаженная Матрона была всю жизнь прикована к постели. Мы часто молимся о даровании детей и здоровья тем, у кого не было ни детей, ни здоровья. И святые по своей любви отвечают нам. О чем это может сказать? О том, что нужно внимательно относиться к делу молитвы, не воспринимать ее только лишь в смысле «подай нам». Когда мы просим святых о помощи, то должны внимательно относиться к этому делу и быть готовыми к тому, что ответ на нашу молитву может прийти не сразу или будет дан не так, как видится нам. Бог и святые Его – это не волшебники, которые исполняют желания, а молитва – это не таблетка, не панацея от всех бед и скорбей. Это действенная помощь в преодолении себя и обстоятельств, которые возникают вокруг нас и требуют решения.
Молитва может быть не только просительной, она может быть благодарственной. Если мы попросили о чем-то Господа и Его святых и получили просимое, то логично сказать спасибо за это. Можно и нужно говорить Богу спасибо за те малые чудеса, которые ежедневно случаются в нашей жизни. Мы можем просить Господа о том, чтобы мы смогли увидеть Его действия в нашей жизни. Известный архиерей, проживший долгую жизнь, митрополит Антоний (Храповицкий) говорил, что в его жизни было много совпадений, но всякий раз, когда он оставлял молитву, они прекращались.
Господь может научить нас молиться, как когда-то научил апостолов. В Евангелии от Матфея Христос говорит ученикам (а значит и нам, поскольку мы тоже Его ученики), как нужно молиться: когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 5–8).
Когда мы чувствуем, что нуждаемся в разговоре с Богом, мы должны помнить эти слова Спасителя. Бог знает нас лучше нас самих, Он слышит нас, и диалог с Ним не просто возможен, он жизненно необходим.
Умею ли я вести разговор и выстраивать диалог?
Умею ли я разговаривать? Разговаривать не с Богом, Которого не вижу, а с людьми, которые окружают меня в повседневной жизни. Если честно ответить на этот вопрос, получится осознать, что не всегда диалог складывается, и научиться разговаривать и с Богом, и с людьми.
Часто бывает так, что мы неохотно общаемся с нашими родственниками, друзьями и знакомыми. Мы можем быть немногословны, на вопросы отвечать кратко или не отвечать совсем. Нам частенько вообще не хочется ни с кем разговаривать. На эти моменты тоже нужно честно смотреть и исправлять их. И об этом тоже можно просить Бога – чтобы Он дал сил и мудрости видеть Его образ в каждом человеке, посланном нам. Важным свойством любого разговора, а тем более разговора молитвенного, является честность. Общаясь с людьми, мы порой примеряем на себя разные роли, ведем себя с каждым по-разному. С родителями мы одни, с детьми другие, с коллегами по работе третьи. И это, с одной стороны, естественно и нормально, потому что, общаясь с людьми, мы вступаем в диалог, иногда сдерживаем себя, чтобы не раздражаться, когда нас слишком, как нам кажется, опекают родители, мы сами пытаемся объяснить что-то ребенку, донести свою точку зрения до коллеги. Мы «подстраиваемся» под собеседника, чтобы быть понятым. С другой стороны, существует опасность потери себя настоящего. Каков я на самом деле, если в течение дня мне приходится быть очень разным с людьми в зависимости от обстоятельств? Когда я стою на молитве, я точно настоящий? Я – это я или опять играю какую-то роль? Христос предостерегает апостолов от лицемерия и показного, наигранного благочестия. Когда молишься – будь настоящим, говорит всем нам Господь. Именно настоящими Он и принимает нас. Принимает нас искренними, когда мы можем говорить Богу о том, что действительно нас волнует, не боясь показаться плохими и не стремясь выглядеть хорошими с точки зрения окружающих нас людей. Когда мы открыто выражаем любые эмоции, положительные и отрицательные. Когда мы осознаем свои страсти и не пытаемся скрыть их под маской благочестия… Важно, чтобы мы приходили к Богу, осознав или пытаясь осознать то, какие мы на самом деле, не стараясь себя оценивать, приукрашивать и скрывать свое истинное лицо. Богу не нужны наши земные достижения, блага и ложь – Ему нужно наше горящее верой и стремлением к Нему сердце.