Иногда мы любим возвышать себя за счёт другого, замечая в нём всевозможные минусы и отмечая в противовес плюсы в себе. Иногда, наоборот, мы считаем себя недостойными того, чего достоин другой человек, потому что «он – хороший», а «я – плохой».
Мы часто отделяем себя от общества, существуем обособленно. «Я-то себя знаю, а вот он совсем не такой», – говорим мы себе в оправдание. Мы не перестаём осуждать тех, кто хоть немного отличается от нас. Иногда нам самим стыдно за эти мысли, а иногда мы с жадностью продолжаем смаковать чьи-то подробности чужой жизни, так непохожей на нашу.
Но правда в одном – мы все разные! И, в то же время, одинаковые.
Говоря фразы «Уж со мной-то такого точно не произойдёт» или «Я точно бы так не поступил/а» нельзя быть на сто процентов уверенным, что именно так и было бы. В любой момент привычная жизнь может развернуться на 180 градусов и наши решения из «прошлого» покажутся нам неверными, позволяя понять тех, кого мы когда-то осуждали.
«Представь себя на моём месте!» – от этой фразы хочется раз за разом закатывать глаза. Настолько она превратилась в клише! А ведь она очень правильная и представить действительно нужно. Хотя бы для того, чтобы попытаться понять человека, а не закутываться в «белое пальто» собственной мнимой идеальности.
Эти 7 коротеньких рассказов – о людях. Таких же, как и мы с вами. Они ищут свой жизненный путь, совершают ошибки. Они не идеальны. Все такие же, как мы.
На своём ли ты месте? Всегда ли оно было твоим и всегда ли останется твоим? Всё может поменяться в одночасье, да так, что ты и вовсе останешься без места.
Ездить в метро, а, тем более, в час пик мне доводилось нечасто. Если не ошибаюсь, дело было аж на первых курсах института. С тех пор, как я нашла хорошую работу и достигла определённых целей, многое из той, старой жизни, стало казаться мне чуждым, неким символом бедности. Моей бедности.
Вот и метро… Запах мазута, скрежет поездов, бегущие люди, суета, суматоха… Для большинства эта ежедневная рутина останется постоянной и лишь малая часть пассажиров, спустя время, сможет высокомерно заявить «Я на метро не езжу».
Определённо мне всегда хотелось быть в их числе, с той самой минуты, как я поняла, что многое могу и выбраться из моей бедности мне точно подвластно. Вопрос времени. И я была в их числе…
В тот день у меня была запланирована важная встреча и опоздание приравнивалось бы к отказу от важного контракта со всеми причитающимися «плюшками».
Стильное и лаконичное чёрное платье с наброшенным поверх белым кашемировым жакетом – практически классика жанра для деловых встреч. Тем более, что встреча предстояла с женщиной, знающей толк в моде и всегда скрупулёзно «собирающей» собственный образ.
Телефонный звонок с заезженной мелодией, которую я давно планировала поменять, нарушил мои планы.
– Ань, форс-мажор, тёща в больницу попала… Сегодня без меня.
Андрей торопливым голосом объяснил ситуацию и повесил трубку. Он был моим одноклассником, поэтому его «Ань» звучало вполне привычно для меня. Хотя кто-то скажет, что разбаловала… Однажды мы случайно встретились в торговом центре, он выбирал подарок для дочери. Одетый в простенькую куртку, с кучей пакетов в руках… Он совсем не изменился внешне, как будто и не было этих 15 лет, и он всё тот же Андрейка из дома напротив. Двушка в ипотеку на окраине, ненавистная работа, любимая жена и дочь – очень ожидаемо, я бы сказала, тривиально.
Андрей долго сомневался соглашаться ли на моё предложение стать моим личным водителем (предыдущего пришлось уволить за катастрофическую профнепригодность), но в итоге дал положительный ответ.
И вот, как гром среди ясного неба! Никогда не подводивший меня Андрей именно сегодня решил подвести меня. Злилась ли я на него? Да, конечно! Хотя где-то в глубине души мне было неудобно перед ним и самой собой за эту злость.
Оставался приличный запас времени, но его было слишком мало, чтобы долго о чём-то раздумывать. Такси! Ведь люди, у которых нет личных водителей, как-то же добираются на работу.
Вызвать такси для человека, который напрочь разучился это делать, задача нелёгкая. Час пик, пробки… Ушлые водители берут заказы внутри районов, выставляя баснословные ценники. Стоимость меня мало волновала, но добираться предстояло на другой конец города. Ни единого отклика в пределах полутора часов, ни единого… Но через полтора часа я должна уже быть на встрече.
Мысли об общественном транспорте в спешке даже не появились в моей голове. А если бы и появились, я бы сразу их отмела. Представитель крупной фирмы приезжает на деловые переговоры на автобусе или метро? Да это же просто смешно!
По мере того, как таяла надежда найти водителя такси, желающего доставить меня на другой конец города максимально быстро, идея с общественным транспортом переставала казаться такой уж бредовой.
И вот как-то незаметно для самой себя я бегу по лестнице вниз, чтобы попасть в подземку. До меня доносятся фразы «глаза разуй», «смотри вперёд, дура», «куда все так торопятся» … Я слишком спешила, чтобы обращать внимание на мелочи.
Разобравшись в схемах и переходах, я, наконец, оказываюсь на перроне. И как люди умудряются не заблудиться здесь, не понимаю. Боюсь смотреть на часы, но всё же смотрю – отлично! До встречи ещё час. Целый час. Я точно успею.
Краем глаза замечаю, как розовощёкий мальчуган лет 7 рассказывает матери о том, какой напряжённый день ему предстоит сегодня в школе. Школа… Как я ненавидела туда ходить. Мы жили в пяти остановках и каждое утро приходилось трястись в душном автобусе, а потом и обратно. До сих пор ощущение «консервной банки» сохранилось в моей памяти. Рядом щебечут две подружки, обсуждая куда отправятся после института. Настолько гармонично и они, и другие люди смотрятся в этой обстановке, что я в своём кашемировом жакете выгляжу надменной и смешной.
Мне бы только добраться… Потом всё пойдёт как по маслу, и я снова буду на своём месте.
Мои мысли прервал подъехавший поезд, и толпа буквально занесла меня вовнутрь.
– Чего встала, особое приглашение нужно?
Огорошила меня вопросом неухоженная полная женщина в потрёпанном пальто, пробираясь к единственному свободному сидению в зоне видимости.
– Извините…
Послышалось мне после очередного столкновения со мной от щуплого студента в больших наушниках. В одной руке у него был футляр, в котором, по-видимому, лежали чертежи, во второй – стаканчик кофе, на спине красовался забитый конспектами рюкзак.
Стоп! Кофе! Я с ужасом заметила, как напиток пролился прямо на мой жакет, испачкав половину рукава. В тот момент я была готова сорваться на любого, кто ещё хоть раз толкнёт меня, пусть и случайно. Но пассажирам метро крупно повезло – освободился уголок у двери, и я встала туда. Пришлось ехать в испачканном жакете, ведь снять его – это значило попрощаться с его чистотой, да, впрочем, и с ним самим, навсегда.