Ольга Леонидовна Иванова, Ирина Ильинична Васильева - Как понять детский рисунок …который не искусство, а изучение себя и мира

Как понять детский рисунок …который не искусство, а изучение себя и мира
Название: Как понять детский рисунок …который не искусство, а изучение себя и мира
Авторы:
Жанры: Педагогика | Воспитание детей
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2020
О чем книга "Как понять детский рисунок …который не искусство, а изучение себя и мира"

Перед вами уникальная книга о роли рисунка как важнейшего средства саморазвития маленького человека.

Первая её часть посвящена обсуждению тех этапов, через которые естественным образом проходит творчество детей в первые пять-шесть лет их жизни; а вторая часть – вариантам занятий и методическим рекомендациям, разделённым на несколько групп в зависимости от степени авторской самостоятельности ребёнка.

Авторы книги предлагают для занятий такие упражнения, которые позволяют малышам в каждом случае находить особенный вариант решения и создавать неповторимый и выразительный образ. Книга показывает взрослым, как можно оценивать эффективность творческих усилий детей-дошкольников не с установкой на «правильное рисование» – а с точки зрения развития детской индивидуальности, способности к творческому преобразованию мира.

Бесплатно читать онлайн Как понять детский рисунок …который не искусство, а изучение себя и мира


Книжная серия «Большая энциклопедия маленького мира»



Ранее книга выходила под названиями:

• Выразительные возможности цвета. Жёлтый, синий, красный. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

• Как понять детский рисунок и развить выразительные способности ребёнка. СПб: Речь, Образовательные проекты, 2011



© Васильева И.И., Иванова О.Л., 2020

© ООО «Образовательные проекты», 2020

Обращение к читателям

Как забавны первые детские слова и ещё неумело построенные фразы! Порой только мама может их понять и объяснить. Малыш разговаривает на своём языке, где у привычных предметов неожиданные, порой только звуковые обозначения. Мы пытаемся их понять – и получается, что прежде, чем он научится языку, принятому во взрослом мире, мы сами учимся языку ребёнка.

В освоении языка искусства – ход тот же самый. Но почему-то он оказывается невероятно сложным для взрослых. Ребёнок рассказывает о себе в своих рисунках, а мы видим в них лишь каракули или схемы, недостойные нашего внимания. Мы пытаемся научить маленького человека «правильным» приёмам изображения, не вникая в смыслы его собственных обозначений. Диалог разрушается, движение ребёнка в освоении изображения как языка останавливается.

Сделать рисунок ребёнка средством душевного и духовного общения – искусство, предполагающее сотворчество взрослого и малыша. Здесь нет места готовым рецептам изображения, недостаточно снисходительной похвалы, а нужно понимание и искреннее соучастие в процессе рождения и воплощения замысла.

Эта книга раскрывает возможности такого взаимодействия взрослых и детей, в котором язык линий, цвета и форм становится их языком общения. В результате ребёнок начинает лучше понимать мир и себя как важную часть этого мира, а взрослый начинает лучше понимать своего ребёнка.

Вместо предисловия

Язык изображений как язык жизни

Зайцы невероятной красоты

Мы привыкли, что мир таков, каким мы его видим. Но почему мы видим так, а не иначе? И всегда ли мы воспринимали мир так же, как сейчас?

Разглядывая детские рисунки, мы удивляемся фантастичности мира, где фиолетовые зайцы прыгают по лимонной траве и показываем на реальных примерах, что трава зелёная, а зайцы белые зимой и серые летом… И постепенно способность ребёнка не только обозначать предметы в изображении, но и выражать своё отношение к ним исчезает.

Глядя на рисунки маленьких детей, мы легко критикуем их: «Это не собака! У собаки четыре ноги, два уха, зубы и хвост!». А на рисунке у собаки может оказаться пять ног и одно ухо, и шерсть невероятного окраса. Его автору было важно запечатлеть ощущение мягкости шерсти и мелькание лап бегущей собаки. В рисунках детей отражается мир таким, каким они его воспринимают с помощью разных органов чувств.

Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое не «фотографично», а целенаправленно и избирательно.


Пространство губ.

Пространство рук.

Пространство глаз


С первых дней своей жизни ребёнок осваивает пространство, в котором живёт. Различают три фазы, которые своими названиями показывают, как познаётся пространство ребёнком:

• «пространство губ»;

• «пространство рук»;

• «далёкое» пространство – «пространство глаза».


Первые впечатления младенца связаны с ощущениями тепло – холодно, темно – светло, тесно – просторно, шумно – тихо и др. Зрение постепенно становится основным и наиболее важным способом познания действительности. Оно связывает воедино результат работы всех анализаторов и их цепей: тактильно-вибрационно-слуховых; тактильно-двигательных; тактильно-температурно-болевых; тактильно-обонятельно-вкусовых. (Об этом много писал в своих работах крупнейший отечественный психолог дошкольного детства Александр Васильевич Запорожец).

Иными словами, всё, что чувствует кожа, слышит ухо, видит глаз, ощущают язык и нос, синтезируется в зрительный образ. Поэтому в основе изображения, которое создаёт ребёнок, особенно на начальных этапах развития, может оказаться опыт движения в пространстве, опыт тактильных и других ощущений. Воплощение различных ощущений в зримой форме помогает ребёнку осмыслить своё место в окружающем его мире.

Сюжетность графики и эмоциональность краски

Изобразительная деятельность не только выражает сложившиеся формы восприятия ребёнка, но и ставит перед ним новые задачи и способствует формированию новых, более совершенных способов взаимодействия с миром природы и человеческой культуры.

Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, пером, палочкой, мелом и другими графическими материалами и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов.

Каждый человек способен различать огромное количество цветов и оттенков. Это заложено природой, однако, если нет необходимости использовать этот дар, он постепенно утрачивается. Способность видеть мир в бесконечном богатстве оттенков заменяется знанием о том, как называется та или иная их группа. Это – красный помидор, но помидор может быть алым, тёмно-малиновым, розовым и даже фиолетовым, если на него падает холодный свет. Зелёное яблоко, освещённое лампой, не будет просто зелёным. На свету оно будет жёлто-зелёным, в тени – сине-зелёным. Задача педагога в том, чтобы помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения. Более того, цвет способен дать чёткую эмоциональную характеристику изображаемой ситуации и дошкольники в своих рисунках интуитивно используют эту способность, выбирая так называемый непредметный цвет. Задача взрослого научить детей использовать выразительные возможности цвета сознательно.

За физиологическую возможность видеть цвет отвечают особые чувствительные рецепторы (палочки и колбочки), находящиеся на сетчатке глаза. Палочки отвечают за различение изменения освещённости (светло – темно), в искусстве такому свойству человеческого глаза соответствует ахроматическая гамма. В неё входят все оттенки серого от чёрного до белого. Эти цвета можно различить только по светлоте (светлее – темнее).

Колбочки помогают человеку увидеть собственно цвет. Они реагируют на изменение длины световой волны. Самая длинная волна, которую различает человеческий глаз, воспринимается как красный цвет, самая короткая – как фиолетовый. В искусстве этому свойству человеческого глаза соответствует хроматическая гамма, цвета которой отличаются друг от друга по цветовому тону (красный, зелёный, оранжевый и др.), светлоте (светлый – тёмный), и насыщенности (яркий – тусклый).


С этой книгой читают
Эта книга посвящена тем перспективам, которые открылись перед учителями и детьми в ходе бурных школьных перемен 1980-х – 1990-х годов. В ней рассматриваются парадоксы, развилки, решения, наглядно проявившиеся в той школьной практике, которая соприкасалась тогда с серьёзной образовательной мыслью, пронизывалась заботой о детях и деятельной интуицией.Книга была написана 15 лет назад, но теперь сюжеты «Уходящих перспектив» вновь становятся актуальны
Книга посвящена изучению словесности в школе и основана на личном педагогическом опыте автора. В ней представлены наблюдения и размышления о том, как дети читают стихи и прозу, конкретные методические разработки, рассказы о реальных уроках и о том, как можно заниматься с детьми литературой во внеурочное время. Один раздел посвящен тому, как учить школьников создавать собственные тексты.Издание адресовано прежде всего учителям русского языка и лит
В оригинале раздел называется «Mental Culture». С учётом широкого тематического разнообразия очерков этого раздела в разных томах адекватное соответствие этому названию на русском языке подобрать сложно. В одном из томов очерки посвящены описанию органов чувств и их работе, что, казалось бы, ставит под сомнение уместность дословного перевода слова «culture» как «культура». В то же время, автора интересуют органы восприятия именно в качестве инстр
Дополнительная общеразвивающая программа «Умники и умницы» предназначена для детей 2–4 лет. Она направлена на развитие речи, мелкой и крупной моторики, координации движений, умения ориентироваться в пространстве и коммуникативных навыков.Программа учитывает особенности развития детей в соответствии с их возрастом и строится на принципах систематичности, интеграции, деятельности, личностно-ориентированного взаимодействия, опоры на внутреннюю мотив
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена древнему иранскому празднику Наврузу, а также анализу его роли и потенциала в процессах культурной интеграции и публичной дипломатии на территории иранского цивилизационного ареала. Автор выделяет целый комплекс обрядовых элементов, присущих традиции празднования Навруза в различных странах обширной зоны иранского культурного влияния, проводит анализ сходства и различия традиций встречи весны у разны
Постановка религиозных вопросов и изображение святых людей в современном искусстве, в том числе и в кинематографе, существенно отличается от ранее существовавших в мировой культуре. В прошлом изображение святых считалось частью религиозных искусств, а сегодня они предстают в живописи и в кинематографе зачастую лишенными своей прежней святости.Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена анализу различий между западными и иранскими фильмами, гл
Идешь из метро домой по питерскому проспекту, а тебя окружает стая собак. Упасть от страха в обморок – и очнуться в другом мире, где правят драконы и магия… Хотите оказаться на моем месте? Подумайте трижды. Я тоже зачитывалась сказками о волшебных мирах, мечтая попасть на место героя. И попала. Теперь моя жизнь в руках Владыки Драконов, который терпеть не может людей. Да еще привык укладывать в постель каждую встречную женщину! А магия в этом мир
Хотели бы вы окунуться в прекрасную сказку? А в ужасную? Вот и наша юная героиня, не по своей воле вступила на обманчиво прямую дорожку загадочного волшебства, окружающего плотной завесой тайн и заклятий весь её древний род.