Евгения Чернышова - Как поймать тишину и другие истории про Ульку

Как поймать тишину и другие истории про Ульку
Название: Как поймать тишину и другие истории про Ульку
Автор:
Жанры: Детская проза | Детские приключения | Книги для дошкольников
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Как поймать тишину и другие истории про Ульку"

«Всё очевидное – невероятно», – поётся в одной песне. Улька – шестилетняя девочка, с которой постоянно происходят необыкновенные вещи. Они случаются в детском саду и дома, на улице и на даче. И даже яблоня во дворе хранит тайну. И поэтому у Ульки возникает много вопросов. К миру и окружающим. Куда впадает лужа? Кто такая Панацея? Можно ли стать вечным двигателем?

Год до школы – непростое и интересное время. Множество событий уместится в двенадцать месяцев жизни маленького человека. В увлекательных рассказах про добрую и смышленую девочку себя узнают и дети, и взрослые. Это истории про чудеса, которые окружают нас и подсвечивают привычное и, на первый взгляд, простое: ручей в лесу, старую магазинную вывеску или божью коровку в коробке.

Книга, написанная живым, оригинальным языком, понравится юным читателям, которые собираются в первый класс или учатся в начальной школе, и, конечно, тем, кто интересуется вопросом: «Как поймать тишину?» Всё очевидное – невероятно. Мир полон чудес и приключений. А история начинается.

Евгения Чернышова – искусствовед, прозаик, сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Обладатель диплома Корнейчуковской премии за оригинальность сюжета в детской прозе. Пишет истории, которые интересно читать не только детям, но и родителям, чтобы те вспоминали время, когда деревья были большими. Литературное вдохновение ищет в искусстве, а энергию и идеи для искусствоведения – в литературе.

Уютные иллюстрации, раскрывающие трогательные детали текста, нарисовала тоже жительница Санкт-Петербурга – иллюстратор, автор детских книг, член Союза художников России Катя Толстая. Она убеждена в том, что «книжка – неотъемлемый предмет для детства, она целый мир, потому что дети с ними и спят, и разговаривают».

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Бесплатно читать онлайн Как поймать тишину и другие истории про Ульку


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения издательства «КомпасГид».

© Чернышова Е. Н., текст, 2022

© Оформление. ООО «Издательский дом «КомпасГид», 2022

* * *

Октябрь

Фотография


С фотографией на память непонятно вышло. В октябре родителям объявили, что в среду случится фотограф. Он сделает групповой снимок. «На память», – сурово подчеркнула воспитательница. Мамам сказали детей принарядить. Мамы отнеслись к заданию серьёзно.



Витя Пряников пришёл во фраке. Фотографа он ждал с важным видом, будто режиссёр на вручении премии. Потом появился Витин друг Митя Ягодкин, который загадочно улыбался. Митя выпрыгнул из комбинезона и явил себя в смокинге. Два джентльмена оглядели друг друга и сухо поздоровались. Фотограф всё не шёл. Джентльмены решили скоротать досуг за игрой в самосвал. Самосвала на всех не хватило. Возникло столкновение. Раздался рёв. Смокинг был помят, а фрак надорван. Друзей развели в разные стороны и запретили встречи до полдника. Самосвал одиноко краснел кузовом в углу.

Ане Грушкиной мама заплела сложную причёску из четырёх кос, трёх хвостов и пяти хвостиков. Но Аня хотела большего, поэтому вытащила из маминой сумочки румяна и в садовском туалете накрасила щёки. Всё получилось. Аня блистала. Аню заметили. Аню отправили обратно в туалет и заставили смыть красоту.

Ульку в тот день тоже нарядили. В красивое платье с вышитой белкой.

Перед обедом всех детей собрали в зале. Одних фотограф поставил в ряд, а других на скамеечку усадил. Ульку с краю примостили. Улька заметила, что самых маленьких ростом всегда напоследок оставляют и потом не знают, куда деть.

Фотограф сказал:

– На счёт «три» все смотрим на меня. Не двигаемся и не моргаем! Главное – не моргаем!

К слову «главное» Улька относилась крайне серьёзно. Поэтому после «три» она всё сделала по инструкции. Глаза широко раскрыла, чтобы не моргнуть. И застыла намертво, даже дышать перестала. Тоже чтобы не моргнуть. «Не время расслабляться», – думала Улька, восхищаясь своим характером.

– Прекрасненько, – сказал фотограф. – Только ты вот, девочка, зря паясничаешь. Я к вам не в игрушки пришёл играть. Да, вот ты, с белкой.

После чего сложил фотоаппарат и большой белый зонтик. И ушёл. «И чего он рассердился?» – удивилась Улька.


Через несколько дней воспитательница отдала родителям фотографии. Мама снимок стала разглядывать и говорит:



– А что у тебя с лицом?

Улька тоже посмотрела на снимок. А там все дети как дети. Кто рожки ставит, кто куклой размахивает. Кто отвернулся, кто реветь собрался. А Улька одна стоит с краю. По струнке вытянулась, лицо серьёзное. А глаза большие-большие, круглые-круглые. Ну прямо огромные. Словно она что-то ужасно страшное увидела.

Улька не придумала, что ответить по поводу фотографии. Только сказала:

– Платье это, с белкой вашей глупой, никогда больше не надену.

Ноябрь

Мел


Был в детском саду такой угол. Таинственный и необыкновенный.

В угол отправляли непослушных детей. Отправляли ненадолго, но, как считали воспитатели, эффективно.

Самое замечательное в углу было – дырка в стене. Дырку все ковыряли. Дырка образовалась ого-го какая.

Воспитатели про дырку в стене не знали.

Сначала, конечно, в углу стоять никто не хотел. В угол отправлялись с тоской в сердце, как в ссылку. Но потом Алёша Арбузов случайно ковырнул стену и от неё откололся кусок краски. Краску Алёша положил в карман, а образовавшуюся дырку потрогал пальцем. На пальце остался мел, который Алёша от скуки попробовал на вкус.

В этот день Алёша ел манную кашу, булку с маслом и молочный кисель. Все блюда были нелюбимые и ненавистные, и Алёша поклялся никогда больше не есть.

Алёша лизнул мел и вернул себе аппетит. Мел был вкусным, как всё запретное. Алёша вспомнил, что не вся еда терзает детей. И подумал, что только то, что нельзя, вкусно. Леденцы и мороженое, шоколад и газировка, мамино пирожное «Павлова» и папина а-ра-би-ка. Последнее попробовать пока не удавалось, но Алёша был уверен: а-ра-би-ка должна быть дивного вкуса. Недаром, когда папа её выпивал, у него улучшалось настроение и он начинал напевать песню «Хоутэл Калифорния».

И вот мел. Из стены. За такое по голове не погладят. Значит, можно есть. Алёша поковырял дырку ещё.

Когда Алёша вернулся из угла, он сообщил ребятам:

– Постоял в углу. Отлично провёл время. Кое-что добыл.

И вытащил из кармана увесистый кусок краски. В воздух взметнулась белая пыль. Роскошно запахло непослушанием. Краска засияла, как таинственный камень. Алёша грызнул мел с обратной стороны куска, прожевал и стал напевать «Хоутэл Калифорния». В угол захотелось всем.



С тех пор поведение в детском саду стало резко ухудшаться. Дисциплину нарушали увлечённо и с вдохновением. Творожные запеканки оставались надкусанными, но недоеденными, игры сопровождались криками, визгами и даже драчками, а сборы на прогулку стали занимать целый час. Пока Витя Пряников путался в колготках, а Катя Ложкина надевала задом наперёд куртку, Митя Ягодкин раздевался до трусов и майки и заталкивал одежду под шкафчик.

Возвращаясь из угла, говорили:

– Мелу наковырял с целую чайную ложку!

– Врёшь!

– Да говорю вам! Может, даже со столовую.

И мел выгребался из кармана. Остальные завистливо вздыхали. Их карманы были скучно чисты.

Или:

– Сегодня мела отколол целый кусок!

– Покажи!

– А я его съел! На обед суп не буду.

– И в угол снова пойдёшь.

– И снова мела наемся!

И вид человек принимал равнодушный и немного задумчивый. Остальные завистливо вздыхали. Митя Ягодкин бежал раздеваться до трусов и майки и заталкивать одежду под шкафчик.

С каждым днём детский сад штормило всё больше. То тут, то там раздавалось протяжное «Хоутэл Калифорния». Обладатели слуха и голоса исполняли песню красиво; те, кому медведь на ухо наступил, фальшиво подвывали. Слова песни мало кто знал. Воспитательницы хватались за голову и уши и снова вели виновников непослушания в угол.

Тайну меловой дыры в группе хранили. Потому что, если взрослые узнают, её непременно заделают. Да так, что новую не расковыряешь. А пока дыра была ловко прикрыта листьями стоящей рядом бегонии.

Воспитательницы продолжали решать вопрос непослушания углом. Углов стало не хватать.

Но в других углах не было дыры с мелом, и попасть имело смысл только в угол за бегонией. Поэтому непослушания повторялись ещё чаще.


Скоро все побывали в углу.

И только Улька в углу не была ни разу. Её туда никто не отправлял. Потому что Ульке с трудом давалось непослушание.

«Скоро закончится детский сад, – думала Улька. – Все пойдут в школу. Конечно, все будут рассказывать интересные случаи из сада. Каждый поделится историей, как боролся за непослушание и стоял в легендарном углу». А что расскажет Улька? Как чудесно она вырезала аппликации? Как ровно обводила по контуру кружки и треугольники? Как замечательно она справилась однажды с супом? Да так быстро, что повариха тётя Маша вышла из кухни и гладила её по голове десять минут?


С этой книгой читают
Познавательная сказка про жизнь облаков для детей 5–7 лет. Глава семейства облаков Геннадий Туманович работает на дождезаводе. Но не все ладится у папы: работать и создавать по-настоящему страшные грозы ему мешает… хорошее настроение. Как так получается? Узнаем из сказки.Кроме сказочной истории, книга рассказывает о различных погодных и связанных с ними явлениях. Ребёнок прочитает о том, откуда берутся облака и из чего они состоят, кто такие сино
«Родственник жирафа» – это сборник сказочных историй с неожиданным, но всегда счастливым финалом. Герои историй – обычные ежи, волки, хамелеоны, собаки, зайцы и даже кружки, деревья, качели и автобусы. И, конечно, – обычные мальчишки и девчонки.Может ли волк подружиться с сотней ежей? Может ли мышь научиться играть на пианино? Может ли хамелеон научить ребят разговаривать? Случается всякое. Главное – верить в себя, в других и в мечту.Зачем читать
«Первоклассники и ж-ж-ж» – это четыре необычные истории о детях, птицах, зверях и не только. Что обсуждают на заснеженном льду Фонтанки четыре приятеля-грача? Почему степенный и рассудительный Барсук потерял покой и разлюбил свою уютную нору? Кто такой тундровик, и как мальчик Петя спасал северную природу? И, конечно, что нужно сделать первокласснику, чтобы укротить букву «ж»?
Кто только мог подумать, что проблемы Мечтателей смогут вновь сплотить друзей? В этот раз Герману и его друзьям предстоит встретиться лицом к лицу с множеством злодеев. Череда трудностей запутает ребят и приведёт их совсем в другой мир, там, где нет места добру. Выкручиваясь из одной неприятности, компания подростков попадает в другую, не успев даже перевести дух. Их ждёт фантастический мир с невесомыми островами и с совсем недружелюбными обитате
Маленького зайчонка ждёт удивительное открытие. Сегодня он узнает, почему у страха глаза велики и что из этого может получится.
Сборник, который содержит в себе небольшие истории о том, как человеческая душа преображается под воздействием добра, любви и безграничной веры. За иносказательными образами скрыты знакомые нам всем проявления пороков, смелости, упорства, отчаяния, а также безусловного принятия и сострадания. Мне бы очень хотелось, чтобы в мирах, искусственно созданных с помощью слова, каждый нашёл что-то для себя. То, что поможет двигаться дальше. Что подаст рук
Первая книга о приключениях любопытной собаки по имени Альвина и ее подружки – девочки Агаты. Вместе они узнают много нового о мире и его обитателях, размышляют, задают вопросы, вместе ищут на них ответы. Книга для чтения вместе с родителями или для самостоятельного чтения. Красочные иллюстрации показывают героев в разных ситуациях, знакомых каждой семье, где есть дети и животные. Книга имеет познавательный сюжет, после прочтения будет интересно
Аурианская Империя, находясь на грани заката, рассчитывает легким путем захватить соседние земли галактического королевства. Но на пути захватчиков встают малая боевая эскадра и горстка солдат планетарной обороны. Кто победит в этой войне?
Написание настоящей «ВЛАСТЬ. Альтернативы»происходит под впечатлением известного высказывания Горация: «A picture is a poem without words» – «Картина – это поэма без слов». Задавшись вопросом: а почему нельзя создать картину простыми и ясными словами?
«В глуби веков» хронологически продолжает книгу Л. Воронковой «Сын Зевса» и раскрывает читателям одну из интереснейших, знаменитых и тем не менее загадочных страниц мировой истории.Позади остались юношеские подвиги Александра. Теперь он великий полководец Александр Македонский, с огнем и мечом идет по дальним странам, проложив свой путь от Македонии до глубинных индийских царств. Вся бурная, противоречивая, наполненная событиями жизнь полководца
«Моя жизнь» – автобиографический роман, документально-поэтическое повествование, написанное Марком Шагалом, великим художником, чья жизнь волей исторических сдвигов разделилась между Витебском и Парижем, между Россией и Францией. Перевод на русский (исправленный для настоящего издания) принадлежит Наталье Мавлевич, лауреату премии «Мастер».