Человеку свойственно смеяться
Франсуа Рабле
Юмор – дело тонкое
Сухов
Мир выжил, потому что смеялся
Желание радоваться жизни и смеяться, наверное, было присуще человеку всегда. Известно, что древние греки составляли сборники анекдотов. Героем одного такого веселого сборника под названием «Филогелос» («Смехач») был некий Педант, отличавшийся удивительной логикой.
1. Гуляя, Педант заметил врача, который его лечил, и стал от него прятаться. Приятели спросили его: «Почему ты прячешься?». Он ответил: «Я давно не болел, и мне стыдно перед ним».
2. Однажды Педант плыл по морю; разразилась сильная буря, и его рабы стали плакать. «Не плачьте, – сказал он, – в моем завещании я вас всех отпускаю на волю!»
3. В другой раз Педант увидел двух братьев-близнецов, сходству которых дивились люди. «Нет, – сказал Педант, – первый похож на второго больше, чем второй на первого».
Древнегреческий философ Демокрит (460 до н. э.), серьезный и глубокий ученый, отец атомистики и атараксии (науки о душевном спокойствии как высшей ценности), любил высмеивать своих сограждан, за что получил прозвище «Насмешник». Многие известные ученые обладали замечательным даром юмориста. Да что отдельные люди, были и есть целые города, о юморе жителей которых ходят легенды. Это пошехонцы, шотландцы, жители болгарского города Габрово, наконец, жители столицы юмора – Одессы.
Так, в Габрово проводятся фестивали юмора, а габровцы славятся своей изощренной экономностью. Кстати, эмблемой города Габрово является кошка без хвоста. Почему без хвоста? А потому, что габровец отрубил своей кошке хвост, чтобы она зимой быстрей проскакивала в дом и меньше его охлаждала.
Исследованием остроумия и юмора занималось множество ученых: психологов, социологов, литераторов и искусствоведов, однако предмет исследования оказался весьма сложным, видимо потому, что чувство юмора – очень непростое чувство, предполагающее наличие и у юмориста, и у слушателя развитого образного, ассоциативного и логического мышления, воображения, наблюдательности, смекалки, знаний и даже смелости. Просто фантазировать и логично (по алгоритмам) рассуждать легче и доступнее, чем оригинально острить, ибо при прочих равных (ум, оригинальность) сказанное должно быть еще и смешным. А что такое «смешно» и как этого добиться? Чтобы понять шутку или анекдот, знаний у нас вполне достаточно. А почему же так трудно создать анекдот или хорошую остроту? Может быть, мы просто не хозяева своих знаний? Или смекалки не хватает, или настроя души?
Рассмотрению природы юмора и смеха посвящена эта книга.
Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru