© Давид Сергеевич Маркосян, 2019
ISBN 978-5-4496-8031-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступление. История из детства
Случай, о котором пойдет речь, произошел много лет назад в одной восточной стране. Поздним вечером старик возвращался домой. Прохожих уже не было, редкие фонари горели тусклым светом, и улицы освещала только большая яркая луна.
Вдруг вдалеке он увидел двух солдат, которые очень бурно что-то доказывали друг другу и кричали в столь поздний час. Подойдя ближе, старик понял, что оба пьяны и спор их давно перестал быть мирным. Спорили же солдаты вот о чем.
Один пытался доказать, что на небе сейчас солнце, другой же утверждал, что сейчас ночь и, соответственно, на небе луна. Договориться им никак не удавалось, и, увидев старика, они обрадовались: наконец кто-то рассудит их спор. Они подозвали старика и попросили его ответить, что сейчас на небе – луна или солнце? Старик понял, что попал в очень непростую ситуацию. Конечно, ему было несложно ответить, что на небе луна. Однако понял старик и другое. Ответит он сейчас, что на небе солнце, и непонятно, чего ожидать от первого пьяного солдата, а ответит, что это луна – непонятно, чего ожидать от второго. Призадумался старик, пожалел сто раз о том, что встретил этих двоих и о том, что пошел этой дорогой в столь поздний час – да делать нечего, надо давать ответ.
И тогда пришла ему на помощь его мудрость. Старик понимал, что оба жаждут выиграть, но понимал он и то, что несдобровать ему, если займет чью-то сторону. И пришел ему в голову удивительный ответ, который, вероятно, сберег ему здоровье, а может, и жизнь. Ответил им старик: «Извините, ребята, но я не знаю. Я не местный!» И потопал домой, благодаря Небеса за этот ответ, который пришел ему в голову.
И дал он себе слово никогда больше не возвращаться домой так поздно и не подходить близко к спорящим…
Об эмоциональном интеллекте
Понятие эмоционального интеллекта особенно активно обсуждается в последние несколько лет. Если до недавнего времени придавалось значение только обычному интеллекту, то сегодня никто не ставит под сомнение важность эмоционального интеллекта.
Высокий уровень эмоционального интеллекта важен и для ребенка, и для взрослого. Развитый эмоциональный интеллект благоприятно сказывается на учебе, работе, в социуме, семье, ежедневном общении. Уже через 2—3 месяца занятий по развитию эмоционального интеллекта происходят значительные изменения в поведении как ребенка, так и взрослого: возрастает уверенность в себе, повышается самооценка. Причина этого – прежде всего, в лучшем понимании и знании себя и, соответственно, окружающих. Знакомство с чувствами и эмоциями позволяет лучше понимать свои собственные состояния и проще управлять ими. Это приводит к большему спокойствию, принятию себя и к более высокой стабильной самооценке.
Еще одним немаловажным моментом является способность доходить до сути многих явлений самостоятельно. Помогают в этом появившаяся наблюдательность, умение подмечать важные детали и анализировать их.
Наконец, понимание и восприятие многих явлений, понятий, ценностей становится иным, намного более глубоким. Дружба, привязанность, доверие, радость, грусть, любовь перестают казаться только словами и воспринимаются с бо́льшим уважением и бережностью.
Нельзя не отметить, что у людей с развитым эмоциональным интеллектом меняется алгоритм принятия решений и алгоритм восприятия. Эмоциональный интеллект начинает сказываться на интеллекте обычном, обогащая, расширяя его и добавляя много новых красок. Именно поэтому считается, что развитый эмоциональный интеллект делает человека успешнее и, как следствие, счастливее.
Меня зовут Давид Сергеевич Маркосян, мне 47 лет. Большую часть своей жизни я провел в шахматной сфере. Играть в шахматы я начал, по нынешним меркам, очень поздно, в 14 лет. Играть меня научил дедушка. Он же привил мне множество качеств и умений и стал для меня примером на всю жизнь. С дедушкой у нас были первые баталии за шахматной доской. Шахматы полностью захватили меня, я очень много самостоятельно занимался, анализировал, читал книги о шахматах. Через несколько месяцев занятий мне удалось во взрослом турнире с сильными игроками выполнить норму второго разряда, а еще через полгода я начал принимать участие в серьезных шахматных турнирах.
Моя шахматная карьера продолжалась еще 23 года, в течение которых я завоевал первый разряд, получил звание кандидата в мастера, мастера, международного мастера, а потом и международного гроссмейстера. Я объездил много стран, принял участие в большом количестве различных турниров. За эти годы я встретился со многими интересными и необычными людьми. Кто-то из них играл в шахматы так же профессионально, а для кого-то шахматы были хобби или способом познать себя. Так или иначе, это были очень интересные встречи. Безусловно, шахматы обогатили мою жизнь, добавили в нее много ярких красок и необычных событий. Шахматы давали и продолжают давать мне направление в жизни, подсказывают верные пути.
С детства моими любимыми занятиями были чтение, наблюдение за окружающим миром и размышления над различными явлениями. Особенно нравилось мне наблюдать за людьми, за тем, как они общаются. Очень любил подмечать всевозможные мелкие детали, нюансы и пытался понять, что они означают.
Именно по этой причине меня всегда удивляли и удивляют взрослые и дети, которые жалуются на скуку. Мне всегда казалось, что вокруг столько интересного, достаточно лишь наблюдать, подмечать и анализировать. Неудивительно, что с такими «интересами» мне больше нравилось общаться со взрослыми, и именно с ними я проводил большую часть своего времени в детстве. Общение со взрослыми еще сильнее развило мою наблюдательность, а их щедрые похвалы еще больше вдохновляли меня на интеллектуальную деятельность ☺. Поэтому вполне естественно, что интерес к психологической стороне игры в шахматы очень быстро стал выходить на первое место.
После школы я поступил в педагогический институт, на факультет русского языка и литературы, так как русский язык был моим самым любимым предметом в школе. Через много-много лет меня целиком захватила психология, и захотелось окунуться в эту среду. Сначала это была группа для практикующих психологов, в которой у нас был очень интересный курс по изучению гипноза. Сейчас я заканчиваю еще одно учебное заведение – Московский институт психоанализа.
Шахматы преподаю уже больше 25 лет. С самого начала в моих занятиях шахматами и в преподавании было много психологии и, как уже позже выяснилось, эмоционального интеллекта. Я учился сам и учил своих учеников определять состояние соперника во время партии, его настроение и настрой, учил чувствовать и «видеть» слабые стороны соперника, определять, что ему нравится в борьбе, а что нет. Также мы изучали, как по ходам, реакциям, взглядам соперника определять его намерения и планы во время игры. Кроме шахматных успехов, это всегда положительно сказывалось на учебе, на выборе друзей и даже выборе будущей профессии. А главное, почти все ребята, особенно из самых первых моих наборов, научились прекрасно читать между строк, улавливать скрытый смысл слов и мыслей другого человека, замечательно просчитывали наперед многие ситуации и так же замечательно умели анализировать.