Предисловие.
Независимость от обычной работы в офисе, пробок и собраний, свежий воздух, потрясающие красоты природы, смена впечатлений, погружение в культуры народов, новые знакомства, красочные эмоции при этом живя в комфорте – это счастье вэнлайфера и мечта огромного множества людей.
Круто изменить жизнь и прыгнуть в vanlife с головой, представляет большую трудность для обывателя. Психика воспринимает это как стресс, трудную ситуацию.
А трудная ситуация – это просто непривычная ситуация, когда перед человеком встают задачи, опыта решения, которых он не имеет.
Образ жизни изменяется очень радикально и даже не все близкие люди поддержат Вас – слишком необычное решение, граничащее с маргинальностью. Но на фотографиях в Instagram обитатели фургончиков вовсе не выглядят нищими маргиналами. Яркие кадры, которые они публикуют, просятся не то на страницы глянцевых журналов, не то в National Geographic. Эта книга призвана помочь побороть страх, сомнения, получить важную информацию, дать полезные советы, уберечь от опасностей в таком необычном тренде, как vanlife.
Также, книга подчеркнёт для Вас, мой уважаемый читатель, специфику российских путешествий и жизни в фургоне. Не секрет, что в России (да и во многих странах СНГ) полностью отсутствует инфраструктура для явления vanlife, во многих уголках страны на путешественников и туристов обращают внимания местные жители, работники внутренних органов. Полного погружения в местный менталитет и порядки не избежать.
Авторство слова vanlife приписывают бывшему дизайнеру бренда Ralph Lauren Фостеру Хантингтону. Он бросил работу, продал квартиру в Нью-Йорке и уехал странствовать на Volkswagen Syncro еще в 2011 году. Фотографии из путешествий, которые он выкладывал в Instagram с тэгом vanlife, принесли ему известность. Сегодня Хантингтона читают больше миллиона человек. В 2013 году он собрал на Kickstarter около 65 тысяч долларов и издал фотоальбом «Дом там, где ты его припаркуешь».
Меня в жизнь в фургоне привела жизненная ситуация, отсутствие собственного жилья в чужом городе и внутренний страх чужого дома. Для меня два года жизни в фургоне – словно приключенческий фильм, в котором путешествия были не только по красивым или некрасивым местам, но и вглубь своих психологических затыков. Жизнь стала казаться, выражаясь языком фотографа, более «контрастной».
Хоть и на момент написания книги я уже построил свой дом и живу в нём, время, проведённое в фургоне было особенным. Было очень нелегко, но и позитивные впечатления я получил потрясающие. Когда я рассказываю о своих приключениях местным, они говорят мне: «Ого! Ты везде побывал! Я там не был, а ведь я здесь родился!»
Конечно, Вы вернётесь в свой дом (либо, найдёте себе новый). Говоря про вэнлайф, подразумевают не вечную жизнь в машине, а достаточно длительный промежуток времени.
Глава 1. Прыжок в вэнлайф.
Глава про сомнения, мысли, решительность и как решиться поменять жизнь, бросить привычный уклад жизни.
Утренние пробки, рабочий день в офисе, неадекватные требования начальства, стрессы, нервы, дорога по пробкам домой, забрать детей из сада, выхлопные газы, заехать в супермаркет за едой, серость и грязь на улицах, одно желание – добраться до дома и отдохнуть. Так проходит день типичного горожанина. И мой так проходил. Плюс маленькие поправки на киношку и дачу в выходные. А затем снова всё по кругу. Ты думаешь «как пролетел день!». Но на деле так пролетает жизнь. Особенно когда ты в расцвете лет, в тебе не угасла жажда познавать мир и получать позитивные впечатления. Всё существование обывателя сводится к одной единице измерения – количеству заработанных денег.
Работа наполняет карманы, а путешествия – душу.
Мне становится грустно, когда человек желающий изменить свою жизнь, придумывает кучу оправданий отказаться от этой идеи. Да, идея уйти в «свободное плавание» очень смелая и необходимо большое мужество решиться на это. Но тут стоит подумать – реально ли мешают какие-то вещи Вашей идее или просто давят общественные принципы.
Впрочем, давайте начнём с самого начала. Мы вместе озвучим всё вопросы перехода к свободной жизни, а Вы ответите на них сами для себя (только не торопитесь и не лгите самому дорогому человеку – самому себе).
«Зачем это нужно?»
Vanlife это жизнь в автомобиле (фургоне, автодоме). И этот образ жизни может принять очень разную конструкцию. Кто-то кидает в минивэн надувной двуспальный матрас и едет на озеро с ночевкой вдвоём. Кто-то переоборудует грузовой фургон и ездит раз в год на пару месяцев в Европу. Кто-то берет семью и колесит по странам, словно яхтсмен в кругосветке – не торопясь, без плана. Кто-то живет постоянно из-за множества причин. Кто-то изучает мир на экспедиционном грузовике или фургоне словно первооткрыватели. Есть еще промежуточные стадии. Но главное – человек вырывает себя из конструкции «человейник – работа – человейник».
Vanlife даёт человеку ощущение свободы. Даже если он работает офф-лайн. Свобода укатить куда угодно, свобода от коммунальных платежей, свобода от ненавистных соседей…
Подростком я слышал как-то интервью с байкером и на вопрос «почему вы любите мотоциклы?» он ответил «они дарят чувство свободы». Но только спустя много лет, переехав в фургон, я понял, насколько большой смысл в этих словах.
Vanlife даёт возможность быть на природе. Нет, не просто наслаждаться видом леса и свежим воздухом, а ощущать реальную близость и силу природы – холод, жару, непогоду. Но не спешите отказываться от vanlife, ведь комфорт даже в экстремальной погоде будет зависеть от того, как Вы подготовились. Проведу здесь аналогию с яхтсменами-кругосветчиками: кто-то отправляется в плавание на шикарной огромной яхте, а кто-то на крохотной семиметровой парусной лодке даже без туалета. Вы всегда можете установить тот уровень комфорта, который захотите. Кстати, аналогии с яхтсменами часто всплывают в речи, когда меня спрашивают о технической стороне моих путешествий. Вэнлайфер даже в более выгодном положении, чем яхтсмены – при поломках и авариях последствия менее страшны, чем в море.
Даже если Вы сделали просчет в теплоизоляции и обогреве фургона, то найдите в этом плюс – Ваш организм закалится весьма прилично, а, следовательно, повысится выносливость. После первой зимовки в фургоне по весне мне было очень странно – как-то на берегу бухты я был согрет весенним солнцем, а затем надул сап и полез в воду при температуре воздуха +13°, а воды всего +1,5°. И при этом я ощущал лёгкую прохладу, а не парализующий холод. Я никогда не любил моржевание, но в тот момент я по-новому ощутил возможности своего тела.