Деревенский дом должен быть красивым и комфортным, или Как сделать свое жилье более комфортным
Благоустроенный деревенский дом-усадьба подходит человеку любого темперамента: любителю тихого семейного бытия и братьев наших меньших, индивидуалисту, предпочитающему спасать свой драгоценный внутренний мир в одиночестве – эти селятся на хуторах, так чтобы дома соседа не было даже видно, и активным, общительным, последователям здорового образа жизни; последние выбирают для себя насыщенные социальной инфраструктурой (магазины, клубы, школы) густонаселенные деревни.
В XXI веке люди предпочитают «дикой» романтике комфорт. К примеру, статистика в близлежащей крупной деревне Сметанино (800 домов) на сегодняшний день такова: 24 % семей имеют в деревенском доме стиральную машину, 2 % – посудомоечную, больше половины моих соседей признались, что у них есть спутниковое телевидение и Интернет (соединение с сетью посредством мобильных телефонов и модемов).
Причин превращения старых домиков в благоустроенные усадьбы несколько: на сегодняшний день растет не только уровень доходов населения (особенно в мегаполисах), но и средний возраст, поэтому если перспектива романтического ужина при свечах на хуторе многих не напугает, то ежедневно носить воду из колодца под силу далеко не всем владельцам сельской недвижимости. Поэтому если «домик в деревне» становится не просто вторым домом, но и фермерским офисом, то облагораживание (внешнее и внутреннее) требует внимания как в финансовом, так и в техническом плане.
Купил свой дом, затерянный в глуши вологодских лесов, в 2007 году. Он состоял из двух жилых изб (по две комнаты в каждой, в каждой избе есть уголок под кухню и по две печи: в каждой комнате – своя печь), огромной по площади повети для хранения сена, пристройки – конюшни, пристройки хлева, двух кладовых (впоследствии я сделал их комфортабельными комнатами) и внешних пристроек. Этот очень «светлый» дом имеет всего 16 окон с двойными рамами, традиционно (на Севере России) расположенных на высоте 2 метров от земли, и поэтому «оснащен» большим и хорошо утепленным подвалом-подполом.
Дом стоит на фундаменте, выложенном из больших камней-валунов, присыпанных песком с ближайшей (за 400 м от дома) реки Вага.
При оформлении документов в местном подразделении техинвентаризации (БТИ) пришлось делать новый паспорт строения, где за год рождения дома была принята цифра 1955; она записывается со слов прежних хозяев, если не сохранились иные, уточняющие документы. Таким образом, даже пятидесятилетний дом можно облагородить до состояния, при котором жизнь в нем станет комфортной и непринужденной. Далее я расскажу, как превратить невзрачный домик в уютную усадьбу.
Подобных моему, заброшенных хуторов-избушек, разбросанных по территории России, очень много, приблизительно по одной на каждые пять десятков жителей страны; сегодня цена на них возросла, но в «глубинке» все еще остается вполне приемлемой – порядка ста тысяч рублей (в зависимости от региона и прочих условий).
На рис. 1 представлена иллюстрация того, что представлял собой дом в момент приобретения в 2007 году.
Рис. 1. Заброшенный дом на удаленном хуторе Боровичиха
На рис. 2 представлены разрушенная баня и хозпостройки (2007).
Рис. 2. Разрушенная баня и хозпостройки
На рис. 3 представлен вид внутренней отделки дома (2007).
Рис. 3. Вид внутренней отделки дома до благоустройства
Совершенно ясно, что такая ситуация ни одного рачительного хозяина удовлетворить не может. После внимательного и глубокого осмотра всех помещений и фундамента, обнаружения скрытых дефектов следующим шагом разрабатываем план и составляем смету расходов. В моем случае их потребовалось чуть более 120 000 рублей.
После составления плана работ я начал ремонтировать фундамент. Один венец подгнил, и его пришлось менять с помощью трёх человек из местной бригады строителей. С одной стороны дом был приподнят на домкратах, и с помощью лебедки в сруб было «заведено» новое бревно. Этого ремонта в части фундамента оказалось достаточно, поскольку остальные венцы не имели проблемных мест.
Затем была проведена ревизия внутренних перекрытий, заменен «конек» (уголок, венчающий крышу), внимательно осмотрены внешние стены. Примерно 15 % всей площади внешних стен составляли потрескавшиеся от старости бревна. Небольшие щели заполнил каменной ватой (минеральная вата на основе камня – хорошо защищает от жары и холода, безопасна для здоровья) и монтажной пеной «макрофлекс». Почему я рекомендую именно этот продукт среди прочих (более дешевых)? Пена «макрофлекс» в процессе подсыхания менее подвержена «распуханию», чем аналогичные композиции других производителей; при разумном подходе к делу небольшой слой такой пены почти идеально подходит для заполнения небольших (не сквозных) щелей в деревянных конструкциях, то есть экономит материал и средства, пену после окончания работ почти не приходится удалять (подрезать), что неизбежно воспоследует при применении более дешевых строительных продуктов.
Почти одновременно я организовал строительство новой бани (сруба и пристройки к нему) общими размерами 3×6 м. Сруб бани был установлен строительной бригадой из 2 человек за один день в 20 метрах от основной усадьбы.
Стены бани, сложенные из бревен (350 мм в диаметре), проложены лесным мхом. Пол сделан покатым «уголком в центр» для естественного слива воды. Доски пристройки устанавливают внахлест. Между досками настила пристройки (в том числе потолка), а также в уголках между стенами сруба и полом для теплоизоляции также проложена монтажная пена.
У меня имеется в наличии микроавтобус, поэтому подвоз стройматериалов (бревен, досок до 3 м длиной и прочего инструмента) не был сопряжен с трудностями и материальными затратами.
В стене (самой близкой к выходу из жилой избы) с помощью ручного бура просверлил два отверстия диаметром 45 мм для шланга подвода воды к смесителю раковины «ручной» мойки, к стиральной (и посудомоечной) машинам, к душевой кабинке, установленной на повети и, соответственно (второй отвод), общего слива. После проводки металлопластиковых труб данные отверстия также утепляются минеральной ватой (для суровых зим на Севере России это архиважно).