Эта книга – моя очередная настойчивая попытка заразить и увлечь вас смой чудесной, разнообразной и вкусной культурой на свете – ВИНОГРАДОМ.
Если вы новичок, эта книга специально для вас. Она очень проста и понятна. Обещаю: вы поймете свой виноград, не напрягая мозги наукой. Думаю, пришло время перестать стесняться своих кустов. Теперь вы наконец управитесь с ними. И даже будете заранее знать, какой урожай соберете!
Если же вы опытный виноградарь, учебники вам ни к чему. А это и не учебник! Я объехал юг России, Урал и Сибирь, подробно общался с виноградарями Нечерноземья и Украины. Уверен: вам будет интересен опыт коллег из разных климатических зон. Глядя на виноград с разных широт, понимаешь его еще глубже.
Посвящать винограду всего себя просто не реально. А совсем не вмешиваться – иллюзия. Крайности тут не помогут: нужен минимум необходимого.
Умный виноградник – и есть этот минимум. Это опыт истинного лентяя… то бишь скромного автора книги.
Умный виноградник – хитрая попытка совместить, насколько это возможно, неприхотливость кустов и простоту ухода с солидностью гроздей и удовольствием от объедения оными. Но главное – примирить всё это в головах неопытных дачников. Хороший виноград – не обязательно высшее искусство. Плохой виноград – не обязательно разгильдяйство. Ваш виноград должен быть достаточно хорош для вас – и в этом его главный смысл.
Многие книги по виноградарству пишут мастера, цель которых – вырастить максимальный урожай любой ценой. Или всё – или не берись! К тому же, пишут они друг для друга – научно, грамотно. Поди, разберись.
Что ж, сейчас за книгу взялся отпетый дачник. Наукообразия и серьёзности не люблю. Искренне проповедую: бог с ним, с максимальным урожаем! Сад нужен для удовольствия. Не важно, что скажут асы и соседи – оставайтесь свободным! Дайте кустам только самое нужное. А урожай считайте украшением вашей свободы.
Ну, нет у меня ни времени, ни желания постоянно заниматься виноградом. Из семи видов работ, предписанных на каждый месяц, меня устроит одна, ну максимум две. Самым тяжёлым процессом должен, пожалуй, быть сбор урожая. И мне не нужны грозди по три килограмма – мне их не на рынок. Устроит и полкило. Вышли по килограмму – радуюсь!
Кусты могут очень многое делать сами. Нужно только подобрать надёжные сорта, создать им оптимальные условия и использовать формировку, исключающую трудности.
У обычного дачника 10 % действий идут на пользу саду, 30 % – во вред, и 60 % – на борьбу с этими тридцатью.
С виноградом – почти то же самое. Грубо: треть «необходимых приёмов регулярного ухода» нужна для получения особо крупных гроздей и ягод, ещё треть вызвана неустойчивостью сорта, и ещё треть – неестественными для винограда формировками, при которых приходится бороться с кустом.
Устойчивые сорта есть, простые формировки – тоже, величина гроздей – дело вкуса. Вникнув в книгу, вы сможете выбирать – от заслуженных трудом рекордных гроздей до среднего, «естественного» урожая.
И более того!
Будучи влюблёнными в виноград до помешательства, виноградари придумали массу тонкостей, способов и приёмов управления растением. Так вот: большинство этих способов применимо к самым разным плодовым культурам! Так что, вникая про виноград, сразу переносите это на весь сад – очень многое пригодится.
Лучший из имеющихся специалистов по виноградарству – само виноградное растение.
Ленц Мозер.
Чаще всего на наших дачах встречаются две крайности. Первая, более распространенная – виноград, выращиваемый, а точнее растущий сам по себе, как дерево. Его не обрезают годами. Он уходит под крыши, заплетает деревья по самые макушки; часто оказывается в тени и гонит десятиметровые плети или превращается в дикую шевелюру, в которой лишь немногие побеги нормально вызревают и сохраняются до весны.
Другая крайность – хозяин крепко уяснил: чем больше срежешь, тем лучше! «Раскусив» буйную виноградью натуру, он без сомнения срезает почти все, что наросло за лето, то есть «омолаживает» и так молодой куст, заодно избавляя себя от большей части будущего урожая.
Немногие энтузиасты осваивают классические приёмы ухода и обрезки. Урожаи их неплохи, но уход за виноградом отнимает слишком много сил, сорта попадаются неустойчивые, а годы выдаются то слишком мокрые, то чересчур сухие. Такие виноградники держатся только на титаническом труде хозяина, и при недостатке такового быстро приходят в негодность. И виноградарство считается непостижимым искусством.
Разумный виноградник сразу устроен там и так, чтобы кусты могли подолгу обходиться без нашего вмешательства; он состоит из сортов, не требующих большого внимания; он предельно прост в формировке и удобен в работе.
Но главное – умный виноградник вам хорошо понятен. И вы без особого напряга можете быть причиной процветания ваших кустов.
Как же я пойму, о чем писать, если вы не поймёте, о чем читать?!
Это очень важный момент. Чтобы понять все, что я хотел сказать, надо читать книгу так же, как я ее пишу!
1. Эта книга – не учебник и не справочник. Это – успешный опыт. Здесь вы не найдёте подробного описания сортов, «строения виноградного растения», биологии винограда, техники разных прививок и всего прочего, что давно и прекрасно описано в специальной литературе.
2. Не забывайте: любая моя книга – это только мое видение предмета, и только на данный момент. Я, южанин, неизбежно смотрю на виноградарство других зон чужими глазами. Пишу лишь о том, что успел хорошо понять. Убежден: честная книга и не может претендовать на большее. Посему не прошу прощения за то, что чего-то ещё не знаю.
3. Сначала хотелось посвятить свою главу каждой климатической зоне. Но скоро выяснилось, что для винограда важны всего три: Юг, Нечерноземье («пасмурный север») и Сибирь («солнечный север»). Дело не в укрывании: укрывать виноград приходится везде, кроме наших крохотных субтропиков, Анапы, Тамани и Крыма. Гораздо важнее количество тепла и солнца для вызревания ягод и лоз.
В каждой главе по возможности упомянуты приёмы для всех зон. Читая всё это, лучше постоянно советоваться с местными виноградарями: у себя вы всегда узнаете больше, чем смог узнать я!
4. Север – дело тонкое. Чем тяжелее условия, тем смекалистее люди. Наши южные способы для северян в основном неприменимы. А вот многие северные находки для нас очень даже полезны! С сортами – наоборот. Болезненный юг уже справился с болезнями, создав более устойчивый столовый генофонд. И северяне успешно его освоили.