Кто мы такие и почему на обложке нет наших имен?
Запись в дневнике профессора Снейпа:
"Жить нужно так, чтобы на похоронах кто-то крикнул: Смотрите, шевелится!"
Авторы этой книги – преподаватели учебных заведений, руководители дипломных проектов со стажем. Мы много лет готовим студентов к защите выпускных квалификационных работ, и каждый раз решаем одни и те же проблемы, отвечаем на одни и те же вопросы.
Постепенно мы стали замечать, что наши ответы становятся все длиннее, а беседы с дипломниками о защите переходят в беседы о жизни, и как к ней относиться. Стало сложно передать все наши знания о дипломном проектировании в одной или двух лекциях, включенных в расписание консультаций.
Сейчас, когда в связи с мировыми событиями наше личное общение со студентами критически сократилось, у нас есть возможность обнародовать свой опыт. Мы использовали период самоизоляции, чтобы зафиксировать наши знания на бумаге, потому что здраво осознавали, что каждый из нас может не пережить сложные времена. Теперь наш багаж, наша позиция и наш совокупный опыт становится доступным для множества юных умов и их родителей, заинтересованных в результате.
Мы понимаем, что мало кто из руководителей говорит вам то, что написано в этой книге. Но судя по количеству желающих послушать подобную лекцию в прошлый сезон защит – аудитория у нас есть.
Почему же мы не написали наши фамилии на обложке?
Потому что мы понимаем, что эта книга не прославит нас. Не в том смысле, как нам хотелось бы. Да, мы расскажем вам много полезной информации, но мы и плохому вас можем научить. Мир жесток, и иногда хорошим ребятам нужно знать плохие вещи. Нужно ли вам их делать – решите вы сами.
Мы не обнародуем свои имена и должности, потому что хотим продолжать работать в своих учебных заведениях, и не хотим потерять уважение научного сообщества. Репутация очень важна для нас.
Но сегодня, когда никто не знает, сколько ему осталось, мы решили документировать багаж наших знаний, чтобы все это не растворилось во времени, если кто-то из нас уйдет из образования или из жизни.
Не ради славы – мы достаточно известны.
Это то, что мы делаем для всех студентов – не только наших дипломников. Каждый студент может прочитать эту книгу и приобщиться к нашему опыту, получить наши рекомендации, и возможно, даже перенять часть нашего мировоззрения.
Немного пафосно получилось, да? Это потому что некоторые из нас писали материалы еще для XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.
Но мы идем в ногу со временем!
Помимо того, что мы, пользуясь новейшими разработками, публикуем эту книгу в электронном виде на общедоступном интернет-ресурсе, мы еще и научились вести сообщество @diplomaz в социальной сети, куда мы вас и приглашаем.
Мы, авторы книги "Как защитить диплом" торжественно клянемся:
Никто из нас ни разу не погуглил "как защитить диплом", "защита диплома", "как купить диплом", "речь для защиты" и тому подобные названия глав нашей книги.
Мы не "отстраивались от конкурентов", как сейчас модно говорить. Мы считаем, что у нас конкурентов нет. Нет, честно.
Мы собрали в этой книге весь наш опыт:
– Что мы говорили студентам на уроках "Введение в специальность",
– Что мы рассказывали своим дипломникам,
– О чем нас спрашивали и мы отвечали,
– Как мы объясняли тонкие места в процедуре,
– О чем говорили на преддипломных консультациях,
– Что включали в практику по методикам защиты,
– Как учили студентов двигаться вдоль стендов,
– Что включать в речь для защиты,
– Как отвечать на вопросы во время защиты,
И многое другое.
Первая заповедь Снейпа: "Не паникуй".
Первая заповедь Дамблдора: "Не паникуй, пока Снейп не паникует"
Вы читали книжку «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт? Прочитайте. Я вам рекомендую. Особенно если вам около 20 лет, вы узнаете много нового и достойного размышлений. Всяко получше тиктока.
Из этой книги я подчерпнула прекрасное выражение:
«Я объяснила Джованни, что на английском мы иногда говорим: «И я там был». Он сперва не понял – я был где? Но я пояснила, что глубокая печаль порой напоминает определенное место, становится координатой на карте времени. Заблудившись в дебрях уныния, иногда и представить не можешь, что когда-нибудь выберешься отсюда и окажешься в более приятном месте. Но если кто-то говорит, что когда-то «был там», а теперь вот выбрался, это вселяет надежду.
Джованни в свою очередь сказал, что сопереживающие итальянцы говорят: «L'bo provato sulla mia pelle», что означает «я вынес это на своей шкуре». То есть – и я тоже обжигался, и у меня остались шрамы, я точно знаю, что ты чувствуешь.»
Когда я подошла к своему первому диплому университета, я была примерно в таком же состоянии, как вы сейчас. Паника, вот такие выпученные глаза: я не смогу, да это же по силам только супер-человекам, а я точно не один из них. Если какая-то уверенность у меня и была, это была уверенность, что я точно не сдам.
Знаете, что я сделала тогда?
Я нашла через сокурсников специалиста Пашу. Паша работал в проектной организации и сделал уже не один диплом для нашего отделения. Я отнесла ему свое задание и чертежи основы, мы обозначили сроки и сумму, и я выдохнула с облегчением. Цена вопроса в 2003 году была 5 тысяч рублей.
За две недели до первой процентовки Павел позвонил мне и сообщил, что мой диплом он делать не будет. У него на работе новый проект, или новая задача, или что-то еще, я не помню. За две недели до процентовки, на которой я должна показать четыре ватмана архитектурной части, я забрала свои чертежи и задание обратно.
План эвакуации из этого положения? Бегать по кругу и кричать: А-а-а-а!!!
Был ли у меня выбор? Да, был.
– Искать нового исполнителя,
– Бросить все и сойти с дистанции,
– Сделать все самой.
Уверяю вас – и я там была. Я точно знаю, что вы чувствуете сейчас.
И я точно знаю, что делать.
И я вас этому научу. Обещаю.
Зачем эта книганужна студентам
– Дамблдор, скончался Квиррелл, преподаватель защиты от темных сил. Могу ли я занять его место?
– Я лично не возражаю, Северус. Договоритесь с похоронным бюро.
Хорошо, если эта книга попала вам в руки, а вы еще на втором курсе. Лучше, конечно, на первом. Или даже до поступления. Но и очень неплохо, если вы готовитесь к защите вот прямо сейчас.
Перед вами ответы на большую часть вопросов, которые возникают у студентов перед защитой. В оглавлении лишь малая их часть.
Я много училась, и не так давно (по взрослому счету, не по студенческому) защищала свою последнюю квалификационную работу. Я очень хорошо помню все свои мытарства, и помощи мне получить было неоткуда. Сейчас я вижу, как тот же путь проходят мои студенты.
Я не считаю студентов детьми, по большей части они взрослые люди, даже если на самом деле нет. Быть взрослым значит принимать самостоятельные решения, а потом принимать их последствия. Вот этому они и должны научиться, даже если их этому не учат.