«Я другой хочу придумать календарь
Поменяю в нём немного, между прочим»
Из песни «Мой календарь»
Предисловие
Гай Юлий Цезарь мощнее других великих правителей вошел в историю, потому что принял, казалось бы, простой календарь. Он славит его свыше 2 тысяч лет, разместившись на рабочем столе у людей всего мира. Величие Цезаря, проявленное в простом календаре, я понял только после того, как удалось поговорить со многими людьми по поводу смены римского календаря. В нем есть мелкие недостатки, досадные для современной жизни. Подавляющему большинству эти недостатки непонятны. Кому понятны – безразличны. Кто предпочел бы их исправить, сами этим заниматься не хотят, поскольку есть более острые проблемы. При том, против нового календаря практически никто не высказался. Безразличие – наиболее точная реакция. Об него разбиваются редкие новые проекты, в том числе ученого и фантаста Айзека Азимова. Складывается удивительная ситуация: сопротивления изменениям нет, но и воли на изменение тоже нет. Есть только опасения, что при изменениях можно что-то упустить, не учесть.
А, ведь, римский календарь отличался намного радикальнее от популярных тогда в мире лунных и лунно-солнечных календарей, чем новые проекты от римского!? После Цезаря ни одна календарная реформа не победила. Любопытно, что на момент принятия юлианского календаря в соседнем Египте был намного более ритмичный календарь, который и сейчас был бы удобнее. Но Цезарь учел привычку римлян к своему календарю и только подправил его с учетом знаний о египетском.
В итоге римский календарь олицетворяет эпоху расцвета западной цивилизации, считающей себя преемницей Римской империи. Достойная эпоха, но сейчас происходит смена. Именно сейчас новый календарь, кроме исправления мелких недостатков римского, мог бы стать наглядным символом новой эпохи, в которой лидерство возвращается странам, уступившим ранее западной цивилизации. Безобидная календарная эволюция могла бы дать эмоционально-политический эффект более долгосрочный, чем ситуативная в исторической перспективе военная или экономическая победа. Принятие нового календаря отражало бы уровень амбиций нового содружества государств по факту принятия и по факту эстетических преимуществ. Возможно, стоило бы говорить об очередной новой эре, например космической, начиная ее отсчет в новом календаре.
Судя по настроениям, это дело по плечу только новому Цезарю, который осознает преимущества и трансформационный потенциал нового календаря.
А пока я могу поделиться соображениями о важности ритма календаря для жизни и своими представлениями о разных календарях, о которых узнал, пока сравнивал их со своим проектом стабильного солнечного календаря.
Меня интересует модель построения календаря, а не культурно-обрядовая сторона. Этот текст – попытка показать читателю эстетику и ритмику одних календарей на фоне других. Взгляд на альтернативы с акцентом на ритмичность.
Чтобы не открывать отдельный раздел с благодарностями, отмечу энергетическую подпитку своего давнего собеседника, Павла Максименко, без которого я бы наверняка ограничился публикацией в блоге. Его подзуживание заставило проявить заметно большую активность, узнать мнение разных людей, в том числе весьма неординарных.
Поворотным мнением в нашей с Павлом активности оказалась позиция А.Г. Асмолова, который сразу же связал идею смены календаря с подходами Л.С. Выготского, что календарь – это инструмент культуры, который может и должен развиваться, культуры работы со временем.
В отношении календаря мне нравится метафора метронома: под ритмичный метроном можно играть любую музыку, а если метроном сбоит, то хочешь-не хочешь, а будешь сбиваться на его ритмы.
Чем более неторопливый ритм жизни, тем менее значимы неточности ритма. В римском календаре ритм месячный, а современная жизнь проходит в недельном ритме. Мы привыкли их сочетать, хотя в римском календаре месяцы и недели криво сочетаются.
Календарь – способ отразить и отследить наблюдаемые ритмы природы: смены дня и ночи, фазы Луны, Солнца и других светил. Естественные ритмы органичны и довольно стабильны, хотя могут меняться циклически. Например, время обращения Луны вокруг Земли циклически меняется в течение года примерно на 14 часов. Циклы Солнца постепенно замедляются.
Первые календари относят к периоду примерно 5 тысяч лет до новой эры (Рождества Христова). Ритмичность календарей как способ отражения естественных циклов в рукотворной записи сильно различается. Отсюда и возник интерес к моделям календарей, чтобы разобраться в их ритмах и подобрать наиболее удобный.
Цифровые календари убили бумажные. Прежде всего, отрывные, которые раньше были почти у всех. Да, и маленькие карманные календарики редко можно встретить, хотя раньше без них сложно было жить, потому что любую новую дату надо осознать как день недели. Взглянул на календарик – и абстрактное 16 апреля превращается, например, в четверг. Кое-кто сможет это на память, но таких мало. В цифровых форматах стало удобно согласовывать мероприятия, появились и другие возможности. Не все их освоили, но постепенно проникаются. Автоматические расчеты сглаживают хромоногость календаря, а эпизодически возникающие недоразумения из-за разных итоговых сумм сравнительно быстро проясняются распечаткой детализации с пояснениями специалиста. Опытный бухгалтер сообщил мне примерную статистику обращений такого типа как раз в месяц на 100 человек, а время на выяснение 15-30 минут.
Ритм римского календаря задавался налогами: саlеndае – первый день месяца, когда наступал срок выплаты долгов. Соответственно, одно из первых смыслов названия calendārium – долговая книга. Встречал в сети мнение, опирающееся на сопоставление фонетически близких слов из разных языков, что общая основа саlеndае – цикличность. Там же утверждается, что римское слово заимствовано из греческого языка.
Поскольку римская модель календаря принята во всем мире и живет на протяжении более 2 тысяч лет, именно их названия и подходы к построению календарей нам наиболее привычны. Но из этого совсем не следует, что римская конструкция календаря лучшая.
Для меня календарь – это ритм деятельности безотносительно содержания этой деятельности: система дробления года на разные отрезки времени, шкала времени для планирования и контроля событий. Обычно календарь диктует ритм деятельности, но бывает и наоборот: например, при работе вахтовым методом в отрыве от массовой жизни на отдаленных рабочих участках ритм бывает совсем не недельный и даже не месячный.
Гай Юлий Цезарь сделал очень важный управленческий шаг, заслуженно увековеченный в римском календаре, – он сумел весь мир перевести с привычных лунных и лунно-солнечных календарей на существенно более точный и более технологичный. Недостатки римского календаря сегодня – вызов Цезарю нашего времени.