Людмила Лапина - Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость

Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость
Название: Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость
Автор:
Жанры: Архитектура | История России | Общая история
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2013
О чем книга "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость"

В книге обстоятельно рассказано об истории создания крепостей северо-запада России, об их значении в обороне от внешних врагов от древнейших времен до XX века. Вы узнаете, что обусловливало архитектуру каменных твердынь, как менялись пропорции составных частей крепостей и замков с появлением огнестрельного оружия и артиллерии.

Бесплатно читать онлайн Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость


Охраняется законодательством РФ о защите интеллектуальных прав. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

Предисловие

Приневская низменность – так называется местность, примыкающая к Финскому заливу, где был основан Санкт-Петербург. Территория Санкт-Петербурга и его окрестностей изначально являлась низменностью с обилием заболоченных мест, но попадались и более возвышенные участки, переходящие в небольшие холмы. В эпоху последнего оледенения здесь был приледниковый водоем – Древнебалтийское море. Медленно, но неотвратимо море мелело, а суша поднималась. Это связано с тектоническими процессами, происходящими в земной коре. Море ушло около 2,5 тысяч лет до н. э. – относительно недавно с точки зрения геологии. Древнебалтийское море оставило после себя Приневскую низменность.

Рельеф Санкт-Петербурга можно поделить на две части – низменную, образовавшуюся на месте древнего моря, и более высокую, материковую, бывший берег Древнебалтийского моря. Граница проходит в центре современного города в районе Литейного, Суворовского проспектов, района «Пески». Известно, что Петр I раздавал тут участки членам своей семьи – сестре Наталье Алексеевне, царевичу Алексею. Это были высокие места, не затопляемые при любом наводнении. Интересно, что при катастрофических наводнениях – 1724, 1824, 1924 годов – поднимающаяся вода достигала доисторических берегов древнего моря. Границы больших наводнений и бывшего моря совпадают.

Река Нева, соединяющая озеро Ладогу – самое большое озеро Европы – и Финский залив, не достигает в длину и ста километров, а всего – 74. Но это одна из самых мощных рек Европы, так как несет в море воды обширного внутреннего бассейна – Ладожского озера и впадающих в него тридцати пяти рек (самые крупные – Паша, Оять, Свирь, Тосна).

Геологически Нева – река молодая. Возраст ее около двух с половиной тысяч лет. Она возникла на месте ледникового водоема. Реки Охта и Тосна, протекающие тут, гораздо старше. Дельта Невы с островами, разделяющими ее на рукава, возникла из-за поднятия суши в этом районе. Изначально Нева – широкий пролив, соединявший Балтийский залив и Ладожское озеро. Материк поднимался в связи с подвижками земной коры, пролив сужался и превращался в реку. Люди, здесь жившие, были свидетелями образования реки и формирования ее дельты. В XIII веке название реки звучало по-шведски – «Ну», «Новая» – по-русски, «Нюйя» – по-норвежски. В договорах Великого Новгорода с немецкими городами эта река называется так же – «Новая». Название «Нева» произошло от древнего наименования Ладожского озера – Нево-озеро. До XVIII века восточная часть Финского залива именовалась Котлино озеро. Окрестности Санкт-Петербурга, территория Невской дельты отражены много раз на картах XVI-XVII веков, как русских, так и иностранных. Первая общая карта Русского государства подробно изображает этот район.

Северное побережье Финского залива и Невской губы заселялось еще древними людьми. В Ленинградской области и окрестностях Санкт-Петербурга сохранились следы культуры каменного века. Так, стоянка древнего человека в Разливе на основании геологических и архивных данных датируется IV тысячелетием до н. э. – временем неолита (нового каменного века). Другие следы культуры древних обитателей Приневского края относятся к 2000-1800 годам до н. э. Славяне пришли в эти места с востока, с Ильменя, в VII веке нашей эры, но здесь уже жили карелы, ижоры, водь – угро-финские племена, коренные жители этих мест. Имеются исторические данные о том, что ижоры жили тут уже десять тысяч лет назад.

В эпоху раннего средневековья, называемого «темными веками», начиная с VII века нашей эры, приневские земли стали ареной интересов разных народов – и местных, и пришлых. Богатые здешние земли привлекали внимание скандинавов, называвших Неву «Нюйя». Ижоры, карелы, водь, славяне бились за эти земли с предками нынешних шведов (свеев). Нева и система рек и озер, к которым можно было подняться вверх по течению мощной реки, стала с VIII века частью великого водного пути «из варяг в греки» – от Скандинавии до Константинополя.

Таким образом, Европа стала частью мировых торговых путей. Отсюда по волжскому пути можно было добраться до Ирана и далее – в Индию и Китай. Город Ладога на Волхове был мировым торговым центром. На территории нынешнего Васильевского острова найден большой клад арабских монет IX-X веков. В IX веке водь, ижоры, ильменские славяне вошли в состав первого древнерусского государства (столицы его – Ладога, Новгород, Киев). Постепенно Ладога вышла из-под власти киевских князей и стала, как и Псков, пригородом Великого Новгорода. Местные племена на правах федератов вошли в состав феодально-боярской республики «Господин Государь Великий Новгород». Республика обустраивала и обороняла эти земли. Так возникла северо-западная система крепостей – Ладога, Копорье, Корела, Орешек, Ям, – каменными стенами преграждавшая врагам путь на Русь. Крепость Копорье построена на землях води, крепость Корела – на землях карел.

Римский папа Иннокентий III на исходе XII века создал рыцарский орден меченосцев для покорения языческих народов Прибалтики. Воинственные рыцари посягали и на новгородские владения. Князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, в 1227 году массово крестил корел. Так светская власть Господина Великого Новгорода на этих землях была подкреплена влиянием православной церкви.

К XIII веку относится описание владений Новгорода в приневских землях. Летопись 1270 года повествует: «Вся волость Новгородская – плесковичи, ладожане, карела, ижора, вожане». Этот же перечень подтверждается и записью 1316 года. Ижорская земля (по названию племени ижора и притока Невы) вошла в состав Водской пятины (от названия племени водь; Водскую пятину еще называли Вотской). Пятина – пятая часть новгородских владений. Ореховский уезд (главный город – Орешек) включал несколько погостов. Погост – волостной центр, там находилось имение феодала, церковь, пять-десять дворов, жили крестьяне и ремесленники. Жители окрестных деревень съезжались туда на торг.

В новгородские времена территория будущего Санкт-Петербурга находилась на землях Никольского, Ижорского и Спасского Городенского погостов Ореховского уезда. Южный берег Малой Невы входил в Никольский Ижорский погост, а правый северный берег относился к Спасскому Городенскому. Будущие Охта и Петроградская сторона относились к Спасскому погосту, а вся остальная местность грядущей столицы Российской империи причислялась к Ижорскому погосту.


С этой книгой читают
В настоящий сборник вошли статьи, эссе и рассказы трёх авторов: Андрей Буровский – археолог, философ, писатель; Марина Бойкова-Гальяни – поэтесса, прозаик; Людмила Лапина – краевед, писательница.
Несмотря на то что речка Ждановка и прилегающие к ней районы находятся в центре Петербурга, материалов по их истории немного. Эта книга – серия очерков, посвященных различным событиям, происходившим в этой местности, ее улицам и переулкам и жившим там людям. Вплоть до 1960-х годов в окрестностях Ждановки застыла так привлекавшая многих знаменитых петербуржцев провинциальность. И пусть сейчас облик этих мест уже во многом изменился, но остались во
Знали ли вы, что в Петербурге жил брат французского революционера Марата? Чем примечательна дама, изображенная на одном из лучших портретов кисти Репина? Какова судьба продававшихся в городе мумий? Это лишь капля в море малоизвестных реалий, в которое будет невероятно интересно окунуться и обитателям Северной столицы и жителям других городов.Эта книга – сборник популярно написанных очерков о неизвестных или прочно забытых людях, зданиях, событиях
Пятая книга серии продолжает рассказ о площадях Санкт-Петербурга. Речь пойдет о семи площадях, связанных своим местоположением с Московским проспектом. Они разные по возрасту: самой старшей уже более 250 лет, а самой молодой – всего около 50, и по размеру: периметр самой маленькой – 280 метров, а самой большой – 690 метров, но все удивительно интересны своей историей. Теперь и вы сможете узнать о них много нового. Читайте.
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил краткую земную жизнь – всего 26 лет, при этом обессмертив свое имя великими творениями. В данной книге автор излагает факты и гипотезы, связанные с родиной гениального юноши – Москвой. Из книги читатель впервые узнает не только биографические подробности, но и многочисленные отражения, которые нашла древняя столица России в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Книга призвана ознакомить русских читателей с выдающимися теоретическими позициями современной нарратологии (теории повествования) и предложить решение некоторых спорных вопросов. Исторические обзоры ключевых понятий служат в первую очередь описанию соответствующих явлений в структуре нарративов. Исходя из признаков художественных повествовательных произведений (нарративность, фикциональность, эстетичность) автор сосредоточивается на основных воп
Данная монография посвящена ранее не описанному в языкознании полностью пласту языка – партикулам. В первом параграфе книги («Некоторые вводные соображения») подчеркивается принципиальное отличие партикул от того, что принято называть частицами. Автор выявляет причины отталкивания традиционной лингвистики от этого языкового пласта. Демонстрируется роль партикул при формировании индоевропейских парадигм. Показано также, что на более ранних этапах
– Барон, эти горожане отбили уже три штурма! Что дальше? – полный мужчина, пятидесяти лет, с редкими короткими волосами, торчащими над головой в разные стороны и похожие на нимб, и карими глазами чуть навыкате, приложился к кубку и вопросительно посмотрел на своего собеседника. В шатре они были только вдвоем. – Может, пора начать разорять их земли, тогда, глядишь, этот трусливый баронишка выберется из-за городских стен и, наконец-то, поступит как
Трогательная история о дружбе Снежного Львёнка и маленькой девочки Полины.Однажды зимой волшебный Львёнок случайно отбился от своего прайда. И добрая девочка, которой очень хотелось завести себе питомца, приютила его. С тех пор жизнь Полины наполнилась невероятными приключениями: она путешествовала по стране Морозных узоров, заманивала в гости Деда Мороза, ловила падающие звёздочки…Но с окончанием холодов Львенок может исчезнуть. Что придумает По