Из всех материалов, которые люди знают с давних времён, древесина является самым верным и надёжным, а главное – наиболее универсальным, способным дать человеку не только крышу над головой, но и топливо, посуду, предметы интерьера, мебель, бумагу, а благодаря достижениям химии, ещё и одежду. Можно однозначно утверждать, что дальнейшее развитие переработки древесины позволит получать из неё новые материалы, способные практически полностью обеспечить потребности человечества. Важно и то, что древесина является одним из немногих возобновляемых ресурсов, причём в процессе своегороста деревья благотворно влияют на экосистему нашей планеты.
Интересно, что именно изучение свойств древесины и поиск оптимальных способов её обработки дали людям понимание принципов резания металлов. То есть, по сути, без деревообработки мы не смогли бы в полной мере освоить эффективную металлообработку.
Первым, кто систематизировал и научно обосновал общие закономерности механической обработки этих двух столь непохожих друг на друга материалов, стал российский учёный Иван Августович Тиме (1838–1920), профессор Санкт-Петербургского горного института. Его фундаментальные работы «Сопротивление металлов и дерева резанью…» (1870), «Мемуар о строгании металлов» (1877) и «Образование стружек при пластичных материалах» (1884) сыграли важную роль в создании теории резания металлов и дерева. Опыты И. А. Тиме основывались на резании дерева, а потом – металла. На основе его трудов учёные всего мира продолжают разрабатывать механико-математическую теорию резания древесины и металлов.
Александр Михайлович Сумароков, с жизнью и деятельностью которого познакомятся читатели этой книги, также был одинаково глубоко увлечён обработкой как металлов, так и древесины. Возможно, именно эта универсальность сыграла решающую роль в его конструкторской карьере, когда группа учёных под его руководством разработала и создала первую экспериментальную установку ЛАПБ-1 (линия агрегатной переработки брёвен), которая буквально преобразила лесную промышленность Советского Союза. Новые линии не только в разы повысили производительность лесоперерабатывающих предприятий, но и значительно улучшили качество вырабатываемых ими пиломатериалов. Отметим, что эта отечественная разработка была создана практически одновременно с подобными зарубежными линиями.
То есть, по сути, наша отечественная лесная наука в 60– 80-е годы прошлого века шла в ногу с мировой, а советские конструкторы внедряли в производство лесопильные станки и оборудование, практически не уступавшие продукции компаний, специализирующихся на производстве деревообрабатывающего оборудования в ведущих странах Запада. И деревообрабатывающее оборудование, производимое в СССР, экспортировалось не только в страны так называемого социалистического лагеря. Достаточно отметить такой факт (о чём более подробно будет рассказано в этой книге), что одну из установок, созданных под руководством А. М. Сумарокова, купил финский предприниматель. Советская линия агрегатной переработки брёвен была смонтирована и работала в Финляндии, которая, хотя и являлась тогда дружественной по отношению к СССР, но всё же была капиталистической страной.
Создание линии агрегатной переработки брёвен – лишь один из успешных проектов, реализованных Александром Михайловичем и его коллегами, были и другие, не менее прорывные, способные со временем вывести лесопромышленный комплекс Советского Союза на один уровень с теми странами, которые в то время значительно опережали нашу державу, пережившую с небольшими перерывами три войны: Первую мировую, следом за ней – Гражданскую с её грабительской интервенцией (только английский экспедиционный корпус за время оккупации вывез огромные объёмы лесосырья и оборудования лесозаводов, нанеся леспрому Архангельской области ущерб, который оценивается примерно в миллиард золотых рублей). А затем последовала чудовищная по масштабам разрушений Великая Отечественная война – архангельские лесозаводы, как и тысячи предприятий СССР, тогда были разрушены в результате фашистских бомбардировок. Так что у промышленного отставания России есть кон- кретные причины, а нам с вами остаётся только восхищаться нашими отцами и дедами, которые не просто отстояли Родину от всех враждебных посягательств, но смогли возродить страну после каждого нашествия. Не удивительно, что затем приходилось догонять другие государства, которые за это время опередили нашу страну в техническом развитии.
В этой книге вас ждёт объективный рассказ о плодотворной деятельности кандидата технических наук Александра Михайловича Сумарокова, одного из ключевых участников мощного процесса модернизации деревообрабатывающей отрасли СССР.
Узнает читатель и о том, что и как помешало лесопромышленному комплексу нашей страны, активно развивавшемуся в 60–80 годы прошлого века,стать самодостаточным, неза- висимым от импортного оборудования и технологий.
Архангельский край славится не только природными богатствами, но и сильными, смелыми, талантливыми, предприимчивыми личностями, способными преодолеть суровые природные условия и стать настоящими первопроходцами.
Например, велика заслуга здешних мореплавателей в освоении студёных морских просторов: они первыми проложили Северный морской путь, ставший в XXI веке стратегически важным для нашей России.
Немало среди них и учёных-первопроходцев, таких, как Михаил Ломоносов, наш «русский Леонардо да Винчи», являющийся, пожалуй, самым известным уроженцем Русского Севера, чьё имя теперь носит университет Архангельска.
Есть в этом крае нечто мощное, дающее живущим здесь людям небывалую силу, помогающую преодолевать все испытания, на которые богат этот суровый регион Северо- Запада России. Именно здесь жило не одно поколение предков Александра Михайловича Сумарокова. Их деловые способности и значительная роль в развитии Русского Севера были отмечены ещё Иваном Грозным. В его указе (хранится в Морском музее в Архангельске) купцам Сумароковым разрешалось вести беспошлинную ловлю, торговлю рыбой и оленеводство на берегах Северной Двины и Нижнепечорского уезда Архангельской губернии.
И хотя сам Александр Михайлович родился в Воркуте, своей малой родиной он всегда считал Архангельск. Именно здесь начался его путь в лесную науку, ставшую делом всей жизни, тут родились его дети и внуки. Так что столицу Архангельского края он не променяет ни на какие другие города. А ведь за долгую научную и трудовую деятельность у корифея отечественного ЛПК неоднократно появлялись возможности поселиться в менее суровых краях – как в более крупных городах России, так и за рубежом, где его тоже знают и ценят как учёного и практика мирового уровня.