Путь картофеля к другим странам
Принято считать, что родина картофеля – Южная Америка, где это дикорастущее растение можно встретить и до сих пор. А возраст этой культуры – почти 5 тысяч лет! В те давние-стародавние времена дикие племена, как известно, жили охотой, но не всегда мужественным рыцарям лука и стрел удавалось добыть достаточно пищи. Тогда и возникла нужда искать нечто съедобное в земле – это были в основном корни, а потом уж отыскались и клубни картофеля.
Конечно, культурным такой овощ назвать никак нельзя, но зато видов дикого картофеля насчитывалось более сотни! А готовили древние его разными способами. Особо популярным был, например, «чуньо» – мелкорезанные сушеные ломтики, пригодные для длительного хранения. Это самое чуньо и по сей день широко известно, например, в странах, прилегающих к Андам. Там широко бытует такое присловье: «Чуньо, чуньо, мясо без тебя, что жизнь в тоске и без любви».
Коренные жители Америки считали картофель ценнейшим продуктом питания, более того, он служил не только пищей, но и валютой. Индейцы Южной Америки обожествляли картофель и даже приносили ему в жертву человеческие жизни. Так, в Эквадоре в день празднования урожая этой культуры лишали жизни несколько десятков детей.
Испанские завоеватели, прибывшие в середине XVII в. в Южную Америку, были свидетелями такого ритуала: индейцы закалывали ягненка и окропляли его кровью посевы картофеля, а в это время нарядные дети носили по месту жертвоприношения и по его окрестностям корзины, на которых красивой горкой были размещены клубни. Считалось, что правильное исполнение обряда способствует высокому урожаю картофеля.
В 1565 г. Христофор Колумб привез из Америки это диковинное растение, но как его использовать поначалу было неизвестно. В XVI в. испанцы привезли картофель к себе на родину, затем он попал в Италию в качестве подарка к папе римскому. Итальянцы сравнивали его с трюфелями, тоже растущими в земле.
Картофель выращивали для украшения садов, а светские дамы появлялись на балу с нежно-сиреневыми цветками в волосах. Европейцы привозили и клубни картофеля, но оценены они также были не сразу. Лишь по прошествии некоторого времени стало известно, что картофель можно есть.
Во время голода, в 1770 г., Французская академия объявила конкурс на решение жизненно важного вопроса: обращалось внимание на все, что годилось в пищу. Тогда и был замечен картофель как растение, которое можно употреблять в пищу в голодное время. Однако его сажали неправильно или ели верхушки, цветы или семена, оставляя без внимания по-настоящему съедобные клубни. Понятно, что потребление этих совершенно непригодных частей растения вызывало отравления.
Во многих других европейских странах картофель тоже прижился не сразу – здесь также по незнанию часто ели ботву или неспелые клубни. Зачастую случались и массовые отравления, что, разумеется, никак не повышало популярность нового овоща.
И неизвестно, сколько бы еще десятилетий картофель как культура пребывал в забвении, если бы на пьедестал истории не вышел парижский агроном, химик и аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Попав в плен в Германии, он впервые отведал картофель и был очарован вкусом этого совсем недорогого продукта. Но время пленения Антуана закончилось, и он решил доставить на родину мешок картофеля – продукта, который, как он не без основания считал, покорит всех его соотечественников, и не только их. И в самом деле – блюда из картофеля, хотя и совсем незамысловатые, со временем заняли центральное место на столах и знатных, и совсем простых французов.